Сибирские огни, № 1 - 1983

1ЛСК9ССТВП Ростислав Кривец ПОРТРЕТ РЕЖИССЕРА БАГРАТУНИ В наше время режиссер, как правило,' человек заметный — вниманием его не об­ ходят. И заслуженный деятель искусств РСФСР Ваагн Вачеевич Багратуни, главный режиссер Новосибирского оперного теат­ ра,— исключения в этом плане не представ­ ляет: в Новосибирске его хорошо знают, и любители оперного искусства по достоин­ ству ценят его постановки. И о самих по­ становках его оперных спектаклей пресса писала достаточно часто и довольно под­ робно — «Правда», «Советская Культура», «Музыкальная жизнь» и т. д. Но вот о нем самом, о манере его работы специальной статьи нет. А жаль: постановки его — рабо­ та талантливого мастера, и они заслужи­ вают не разового, а системного изучения, как и его подход к работе. Конечно, мне — не музыковеду, не театроведу — браться за такого рода задачу не по силам, это работа для специалиста. Но вот поделиться своими мыслями о человеке, за работой которого я наблюдал некоторое время достаточно близко, о работе которого говорил с его коллегами, знающими его не один год, я могу — могу просто как зритель, которого интересует оперный спектакль и участие в нем режиссера... Глядя на спектакль, мы довольно легко узнаем артиста, мр видим его работу впря­ мую— на сцене и, заглянув в программку, выясняем, «кто есть кто» на сцене — и об­ лик актера более или менее ясно предстает перед нами. Но как выглядит человек, уча­ стник спектакля, который, оставаясь за ку­ лисами все время действия, играет тем не менее важнейшую, можно сказать без пре­ увеличения, «ведущую» роль? Каков его облик? Каков его портрет? — Портрет ре­ жиссера.... * * * Для того, чтобы иметь возможно бо­ лее правильное представление о самом че­ ловеке, о ходе его мыслей, взглядах, личная беседа с ним — необходимость: человек дол­ жен представить себя сам, сам высказать свои мысли, свои суждения об образе своих действий. Потому, при личной беседе с В. В. Багратуни меня прежде всего интересовало, что он сам лично думает о содержании сво­ ей работы, как он ее себе представляет, И именно этот вопрос я ему задал: — Ваагн Вачеевич, для начала объясните, пожалуйста, в чем, на ваш взгляд, заключа­ ется смысл работы оперного режиссера, ка­ ково ее содержание, основные — канониче­ ские — характеристики? — Поскольку опера — это произведение прежде всего музыкальное, постольку опер­ ный режиссер должен обладать умением чтения либретто в сочетании с пониманием написанной на него музыки: он должен уметь пропустить через себя и выдать, как результат, единое — оперу. Здесь мало иметь просто музыкальное ‘ образование, пусть даже — специальное, в дополнение к обра­ зованию драматического режиссера. Парти­ туру оперы надо у м е т ь ч и т а т ь , п о ­ н и м а т ь , ч у в с т в о в а т ь ; понимать и чувствовать философию, заключенную в му­ зыке оперы, ее действенность, а не только действие. Нужно хорошо себе представлять инструментальную окраску музыки: почему в каждом определенном месте, композитор употребляет именно эти инструменты, а не другие — почему, скажем, в начале говорит гобой, флейта, а не скрипка? Кстати, упомя­ ну, что в нашей работе (как, очевидно, и в любой другой тоже) само понимание начала очень важно — почему действие музыки от­ крывают духовые инструменты, а не струн­ ные, в чем смысл этого? — именно оно ве­ дет к пониманию всего остального содержа­ ния произведения. И таких «почему?» — в режиссере тысячи, и они не оставляют его > до конца работы над произведением. Опыт­ ный режиссер — прежде всего соавтор ком­ позитора. Это, пожалуй, канонические правила В ГИТИОе на факультете оперной режиссуры я учился у ппеподавателя Лео­ нида Васильевича Баратова и я горжусь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2