Сибирские огни, № 1 - 1983
1ЛСК9ССТВП Ростислав Кривец ПОРТРЕТ РЕЖИССЕРА БАГРАТУНИ В наше время режиссер, как правило,' человек заметный — вниманием его не об ходят. И заслуженный деятель искусств РСФСР Ваагн Вачеевич Багратуни, главный режиссер Новосибирского оперного теат ра,— исключения в этом плане не представ ляет: в Новосибирске его хорошо знают, и любители оперного искусства по достоин ству ценят его постановки. И о самих по становках его оперных спектаклей пресса писала достаточно часто и довольно под робно — «Правда», «Советская Культура», «Музыкальная жизнь» и т. д. Но вот о нем самом, о манере его работы специальной статьи нет. А жаль: постановки его — рабо та талантливого мастера, и они заслужи вают не разового, а системного изучения, как и его подход к работе. Конечно, мне — не музыковеду, не театроведу — браться за такого рода задачу не по силам, это работа для специалиста. Но вот поделиться своими мыслями о человеке, за работой которого я наблюдал некоторое время достаточно близко, о работе которого говорил с его коллегами, знающими его не один год, я могу — могу просто как зритель, которого интересует оперный спектакль и участие в нем режиссера... Глядя на спектакль, мы довольно легко узнаем артиста, мр видим его работу впря мую— на сцене и, заглянув в программку, выясняем, «кто есть кто» на сцене — и об лик актера более или менее ясно предстает перед нами. Но как выглядит человек, уча стник спектакля, который, оставаясь за ку лисами все время действия, играет тем не менее важнейшую, можно сказать без пре увеличения, «ведущую» роль? Каков его облик? Каков его портрет? — Портрет ре жиссера.... * * * Для того, чтобы иметь возможно бо лее правильное представление о самом че ловеке, о ходе его мыслей, взглядах, личная беседа с ним — необходимость: человек дол жен представить себя сам, сам высказать свои мысли, свои суждения об образе своих действий. Потому, при личной беседе с В. В. Багратуни меня прежде всего интересовало, что он сам лично думает о содержании сво ей работы, как он ее себе представляет, И именно этот вопрос я ему задал: — Ваагн Вачеевич, для начала объясните, пожалуйста, в чем, на ваш взгляд, заключа ется смысл работы оперного режиссера, ка ково ее содержание, основные — канониче ские — характеристики? — Поскольку опера — это произведение прежде всего музыкальное, постольку опер ный режиссер должен обладать умением чтения либретто в сочетании с пониманием написанной на него музыки: он должен уметь пропустить через себя и выдать, как результат, единое — оперу. Здесь мало иметь просто музыкальное ‘ образование, пусть даже — специальное, в дополнение к обра зованию драматического режиссера. Парти туру оперы надо у м е т ь ч и т а т ь , п о н и м а т ь , ч у в с т в о в а т ь ; понимать и чувствовать философию, заключенную в му зыке оперы, ее действенность, а не только действие. Нужно хорошо себе представлять инструментальную окраску музыки: почему в каждом определенном месте, композитор употребляет именно эти инструменты, а не другие — почему, скажем, в начале говорит гобой, флейта, а не скрипка? Кстати, упомя ну, что в нашей работе (как, очевидно, и в любой другой тоже) само понимание начала очень важно — почему действие музыки от крывают духовые инструменты, а не струн ные, в чем смысл этого? — именно оно ве дет к пониманию всего остального содержа ния произведения. И таких «почему?» — в режиссере тысячи, и они не оставляют его > до конца работы над произведением. Опыт ный режиссер — прежде всего соавтор ком позитора. Это, пожалуй, канонические правила В ГИТИОе на факультете оперной режиссуры я учился у ппеподавателя Лео нида Васильевича Баратова и я горжусь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2