Сибирские огни, 1982, № 12
дей, их труда. Певец восхода, как новой жизни, как самого лучшего и светлого вре мени дня. Чем хороша карта нашей поэзии? Еще и тем, что можно выбрать из сотен маршру тов один, который наиболее близок, интере сен. В своем кратком очерке национальной поэзии Сибири наших дней мы, понятно, не ступили на все дороги, не упомянули всех имен, не обратились к каждой литературе. Сибирь — многонациональна, многонацио нальна и ее поэзия. Нельзя охватить ее рас стояния, прочертить границы. На одном из съездов российских литера торов Афанасий Коптелов привел весьма символичный факт: «В свое время на тор жественном заседании, посвященном пяти летию «Сибирских огней», было сказано. «Необходим в нашей литературе туземец (особенно северный)». Тогда еще употреб лялся этот старый термин — «Писать сиби- ряка-старожила вообще невозможно без туземного окружения». Через несколько лет была создана письменность в автоном ных республиках и областях, и послыша лись голоса поэтов всех народов Сибири, стали появляться переводы. Было переведе но и издано несколько томов героического эпоса, несколько сборников народных песен Горного Алтая и Горной Шории. В большой том «Поэты народов Сибири» вошли луч шие стихи 70 авторов». А что же мы можем сегодня сказать, ког да и журнал отпраздновал свое шестиде сятилетие, когда и бывшие «туземные» ли тераторы вышли на мировую арену? Теперь мы их с глубоким вниманием и уважением слушаем, открывая новые голоса, новые та лантливые произведения. Точен, как всегда, вывод Семена Данилова: «...Развитие на циональных литератур происходит только в условиях расцвета национальных языков, расцвета национальной культуры». А ведь когда-то, те же шестьдесят лет назад, сред ний десятилетний прирост грамотности на селения в Сибири составлял 1,3 процента и всеобщую грамотность с такими темпами предполагалось достичь по самым осторож ным подсчетам через... 430 лет. Многое изменилось в Сибири, изменилось в корне. Вот почему так любят обращаться национальные поэты к своей автобиографии, когда на их глазах, с их участием соверши лись гигантские сдвиги и в психологии, и в культуре людей. «Автобиографизм явился для всех младописьменных литератур,— подчеркивает известный исследователь на циональных литератур Сибири М. Пархо менко,— основной формой перехода от кол лективного авторства в фольклоре к инди видуальному творчеству». Можно бы было поразмышлять и о дру гих не менее, интересных проблемах и тен денциях молодых литератур, взять для ана лиза более широкий круг авторов... Но точ кой отсчета для нас всегда будет один и тот же срок — год Октября, давший жизнь в прямом и переносном смысле многим пред ставителям младописьменных литератур. «В паспорте у меня значится год рожде ния — 1917,— писал Семен Данилов.— Од нако установить это обстоятельство было не так-то просто... Родители стали вспоми нать различные обстоятельства, рассуждая при этом: «Так, так... Родился он через де сять лет после того, как была страшная за суха. Значит, за год до большой воды. Вес на тогда затянулась, и наша беломордая корова пала...». Если поразмыслить и сопо ставить все эти «годы засухи» с «годами не бывалого снега», то по всему выходит, что это был тот памятный год, когда — как у нас говорят — «белого царя скинули с зо лотого престо/іа». Ему же, автору этих воспоминаний, при надлежат и замечательные поэтические строки, которые могли бы прозвучать от лица всех наших братских писателей, поэ тов больших и малых народов: Я родился в грозу по весне. О раскаты, и свег отвоженный, И дымящийся в голубизне Мир зеленый. со мной сотворенныйі ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2