Сибирские огни, 1982, № 12

дей, их труда. Певец восхода, как новой жизни, как самого лучшего и светлого вре­ мени дня. Чем хороша карта нашей поэзии? Еще и тем, что можно выбрать из сотен маршру­ тов один, который наиболее близок, интере­ сен. В своем кратком очерке национальной поэзии Сибири наших дней мы, понятно, не ступили на все дороги, не упомянули всех имен, не обратились к каждой литературе. Сибирь — многонациональна, многонацио­ нальна и ее поэзия. Нельзя охватить ее рас­ стояния, прочертить границы. На одном из съездов российских литера­ торов Афанасий Коптелов привел весьма символичный факт: «В свое время на тор­ жественном заседании, посвященном пяти­ летию «Сибирских огней», было сказано. «Необходим в нашей литературе туземец (особенно северный)». Тогда еще употреб­ лялся этот старый термин — «Писать сиби- ряка-старожила вообще невозможно без туземного окружения». Через несколько лет была создана письменность в автоном­ ных республиках и областях, и послыша­ лись голоса поэтов всех народов Сибири, стали появляться переводы. Было переведе­ но и издано несколько томов героического эпоса, несколько сборников народных песен Горного Алтая и Горной Шории. В большой том «Поэты народов Сибири» вошли луч­ шие стихи 70 авторов». А что же мы можем сегодня сказать, ког­ да и журнал отпраздновал свое шестиде­ сятилетие, когда и бывшие «туземные» ли­ тераторы вышли на мировую арену? Теперь мы их с глубоким вниманием и уважением слушаем, открывая новые голоса, новые та­ лантливые произведения. Точен, как всегда, вывод Семена Данилова: «...Развитие на­ циональных литератур происходит только в условиях расцвета национальных языков, расцвета национальной культуры». А ведь когда-то, те же шестьдесят лет назад, сред­ ний десятилетний прирост грамотности на­ селения в Сибири составлял 1,3 процента и всеобщую грамотность с такими темпами предполагалось достичь по самым осторож­ ным подсчетам через... 430 лет. Многое изменилось в Сибири, изменилось в корне. Вот почему так любят обращаться национальные поэты к своей автобиографии, когда на их глазах, с их участием соверши­ лись гигантские сдвиги и в психологии, и в культуре людей. «Автобиографизм явился для всех младописьменных литератур,— подчеркивает известный исследователь на­ циональных литератур Сибири М. Пархо­ менко,— основной формой перехода от кол­ лективного авторства в фольклоре к инди­ видуальному творчеству». Можно бы было поразмышлять и о дру­ гих не менее, интересных проблемах и тен­ денциях молодых литератур, взять для ана­ лиза более широкий круг авторов... Но точ­ кой отсчета для нас всегда будет один и тот же срок — год Октября, давший жизнь в прямом и переносном смысле многим пред­ ставителям младописьменных литератур. «В паспорте у меня значится год рожде­ ния — 1917,— писал Семен Данилов.— Од­ нако установить это обстоятельство было не так-то просто... Родители стали вспоми­ нать различные обстоятельства, рассуждая при этом: «Так, так... Родился он через де­ сять лет после того, как была страшная за­ суха. Значит, за год до большой воды. Вес­ на тогда затянулась, и наша беломордая корова пала...». Если поразмыслить и сопо­ ставить все эти «годы засухи» с «годами не­ бывалого снега», то по всему выходит, что это был тот памятный год, когда — как у нас говорят — «белого царя скинули с зо­ лотого престо/іа». Ему же, автору этих воспоминаний, при­ надлежат и замечательные поэтические строки, которые могли бы прозвучать от лица всех наших братских писателей, поэ­ тов больших и малых народов: Я родился в грозу по весне. О раскаты, и свег отвоженный, И дымящийся в голубизне Мир зеленый. со мной сотворенныйі ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2