Сибирские огни, 1982, № 12
усваивая традиции, полученные от настоя щих первопроходцев северных литератур, приносят в них и свои темы, и свои образ ные средства выражения и, наконец, своих героев — тех, кто сегодня осваивает сибир ские просторы. Динамика роста этих лите ратур будет зависеть от угла зрения, с ка ким молодые писатели будут обращаться к теме переустройства родной земли. Сочета ние исконных народных мотивов должно органично соседствовать с приятием и тех объективных неизбежных изменений (в том числе и в мире природы), которые принесет завтрашний день. Качественный подъем северных литератур будет обуславливаться плодотворным соче танием фольклорных традиций с достиже ниями реалистических школ ведущих лите ратур страны, в частности, великой русской литературы. На этом «стыке» уже родилось немало интересных произведений северян, но думается, что кладезь фольклора еще не исчерпан, а школа мастерства еще не прой дена. Здесь необходимо поразмышлять и о дру гом. Минуло то время, когда таланты из национальных республик и областей высту пали в своего рода ломоносовском проявле нии своих всесторонних дарований. Они бы ли и фольклористами (алтаец Павел Ку- чияк), и пропагандистами своих литератур (лакец Эффенди Капиев), оригинальными прозаиками и поэтами (здесь примеров не счесть). В современных сибирских литера турах примером такого универсального та ланта может быть Михаил Кильчичаков. По словам К. Антошина, он «мечтал стать на родным сказителем — хайджи. Он овладел искусством игры на чатхане и горловым пе нием. Его пение записано на пластинку и нередко звучит по радио. Михаил Кильчича ков — незаурядный актер. Он и сейчас игра ет в своих пьесах. Был одним из лучших в Хакасии танцоров». Но в наши дни все настоятельнее возни кает потребность в осмыслении богатого опыта народной культуры, в сосредоточен ности художника слова на одном, привыч ном и наиболее доступном его таланту виде и жанре искусства. Такая потребность чув ствуется и в прозе, и в поэзии, и в критике. Что, как не осмысление пути своего народа, являет собой замысел, еще не законченный, «Моего Дагестана» Расула Гамзатова (кни га будет состоять из пяти частей)? Или близкое ему по душевному складу повество вание в новеллах «Долгое-долгое детство» Мустая Карима? Думается, что и для кри тики придет такое время, когда настанет необходимость целостного и всестороннего анализа пути всей отдельно взятой нацио нальной литературы, начиная с ее фоль клорных первоисточников и кончая произве дениями последних лет, перспективами. Одной из таких попыток стали лучшие критико-публицистические выступления на родного поэта Якутии Семена Данилова. Мне пришлось работать с ним, готовя ру копись в книжную серию «Писатели о твор честве». Кругозор якутского поэта был по истине безграничен. Он мог с легкостью судить о поэзии своего друга Кайсына Ку лиева и тут же проводить параллели с ев ропейской поэзией, писать о Тарасе Шевчен ко и говорить задушевное слово о своем великом учителе Некрасове, Но, конечно, самые зрелые мысли высказывались Семе ном Даниловым о родной литературе. Стоит некоторые из них привести, так как пока не все они увидели свет, а для дальнейшего анализа национальных литератур Сибири могут быть важными. «Глубокая вспашка своего поля, поля жизни, способность упорно возвращаться в своем творчестве к тому, что ты действи тельно пережил и прочувствовал, к тому, что стало твоей болью и страстью,— это са мый верный путь из всех путей в искусстве. Того, кто его избрал, ждут не одни радо сти... Но истинный художник никогда не соступит со своей тропы». «Вообще я не принимаю разделения поэ зии на «поэзию разума» и «поэзию сердца». Поэзия всегда одна, Она адресуется одно- временнб и уму и сердцу людей, и поэтому сердце и разум поэта должны принимать равное участие в процессе творчества». «Основная и непреходящая задача писа теля — изучение повседневной жизни, ха рактеров и душ современников. Только тот писатель, у которого это вошло в обычай, только тогда он способен изобразить жизнь наиболее полно и объективно. Что бы он ни изображал: прошлое родины, природу, лю бовь — в каждой строчке его лирики долж ны присутствовать приметы времени, в ко тором он живет». «Развитие литературы, появление высоко художественных произведений, получающих широкую известность, не зависит от того, велик или мал этот народ. Тому доказатель ством вся советская литература, создаю щаяся на многих языках. Сын немногочис ленного аварского народа Расул Гамзатов, чукча Юрий Рытхэу, балкарец Кайсын Ку лиев и другие вошли в плеяду лучших со ветских писателей и стали известны всему миру». «Настоящий художник свои мысли никог да не преподносит в своем произведении в первородно-обнаженном виде, такими, ка кие они есть, какими они родились, а рас крывает их с помощью образов и картин. Когда он создает произведение, он изобра жает не саму идею, а саму жизнь со всеми ее явлениями. И только при таком взгляде у читателя должно сформироваться пред ставление об авторской концепции, о том, чем автор хочет его увлечь, восхитить или над чем заставить задуматься,— иначе гово ря, должна возникнуть идея произведения. Непонимание этого процесса — наш общий, глубоко укоренившийся недостаток, и его давно бы пора изжить в наших литерату рах». Можно цитировать высказывания Семена Данилова и дальше, но, даже читая эти от рывочные наблюдения из лаборатории его творчества, видишь, как пытливо и много гранно всматривался поэт в родную литера туру, какие верные слова он находил, чтобы направить ее на нужную дорогу, предосте речь от ошибок, от сбоев в пути. Поэзия Семена Данилова сама вобрала в себя все лучшее, что развили классики якутской литературы, ее родоначальники А. Кулаковский, А. Софронов, П. Ойунский, у которых было сильное тяготение к фоль клору, к осмыслению духовного богатства народа. И по отзывам якутских специали стов, стихи Семена Данилова находятся в русле тех же традиций, они «написаны се- іаѳ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2