Сибирские огни, 1982, № 12

подвиг — в самой натуре истинного художника, особенно русского писателя. Этот че­ ловеческий и гражданский подвиг и дает ему кровную родственность со своим народом. Из этого подвига и приходят герои книг. Впрочем, какие же это герои, персона­ жи? Дни, месяцы, рядом бок о бок прожитые единой судьбой в окопе, в работе, в походе? Соратники, собратья, из жизни в книгу переселившиеся,— живые людиі Как Андрей Болконский и Наташа Ростова... И вовсе не обязательно, чтобы они были столь же рыцарски благородны, как Андрей Болконский, и столь же полны очарования, как Наташа Ростова. Живые люди, живое дыхание которых слышишь у себя за спиной, когда о них думаешь. Как вот сейчас я слышу и вижу колхозного бригадира Федора Михайло­ вича Гуляева, по прозвищу Живчик. Он литературный герой, он пришел в мою жизнь со страниц повести Петра Дедова «Светозары», но я-то знаю: он живой и сейчас жи­ вет в глухой кулундинской деревеньке. Такой шустрый, веселый молодой человек с обгорелым в танке лицом, с умными хитровато-простоватыми глазами. Весь по ма­ кушку в заботах о малой деревнюшке своей, носится он на бригадирском коньке-гор- бунке в неизменной белой рубахе, которую сам стирает и гладит, потому что она, эта рубаха, единственный предмет роскоши в его гардеробе, а он и щеголь великий. Длинную ночь, а показалось, целую жизнь прожил я рядом с бригадиром Жив­ чиком, и горько смеялся, и сладко плакал... Федор Гуляев обладает величайшим человеческим талантом— даром бескорыстия. Созрел урожай, и бригадир рассудил: перед громадой предстоящей уборки надо устроить, хоть маленький, но праздник. Пусть люди хотя бы два-три вечерних часа от­ дохнут, перезедут дух после четырех лет страшного военного труда. Улыбнутся, по­ поют песни,— ах, как стосковались люди по всему этомуі Но бедна деревня, не с чем в магазин бежать, в кассе ни копейки. Есть, правда, у бригадира велосипед, единст­ венное бригадирское имение, и велосипед тут же продается на общий «сабантуй»: по­ гуляй, отдохни, деревня! Всякий ли рыцарь голубых кровей был способен отдать людям последнее, са- мое-самое последнее?! Разве что идальго из Ламанчи Дон Кихот... Вот и нес Добро и Свет людям этот пропахший навозом деревенский Дон Кихот, постоянно пуганный, руганный, никакой корысти не знавший, кроме, может быть, еди­ ной — любви людской... Без таких людей деревня наша в долгое лихолетье военное захирела бы, навер­ ное, заглохла, опустошилась бы окончательно. Но, слава богу, были, есть и будут Федоры Гуляевы в нашей жизни! Страшно пуста жизнь без неприметных этих богатырей, пус­ та и книга,— недолог ее век. А Петр Дедов со щедростью зрелого мастера знакомит нас еще и с «великой ругательницей» бабушкой Федорой:* «И уму непостижимо, как она, наша маленькая бабушка, справлялась с этим грозным печным пламенем, без устали ворочала ухватом ведерные чугуны и горшки, успевала выхватывать из огня то, что закипало, ставилось новое варево, и так несколько утренних часов кряду»... Заметим в скобках, тем же ухватом саданула бы мужа, полезь он к печке помо­ гать,— совершенно неэмансипированная женщина... И со смешным до слез, трагически великим прадедушкой Арсентием познакомил: — Дедушка, а тебе охота еще пожить? — Пожить-то, отчего не пожить, да робить, вишь, не могу больше... А так, чу­ жим трудом — какая это жизнь? И с Сенькой Палкиным, лихим гаером сельским,— с церкви крест содрать чужую жену увести, больного коня пристрелить, наврать-нахвастать, поплясать на общую по­ теху— и все это артистично, до предела цинично, гадко,— тоже некий талант, нега­ тивный, разрушительный,— и такой тип зрел в недрах народных. И с антиподом его — Сашкой Гайдабурой — без ног вернувшимся с фронта, ни­ кому не хотевшим быть в тягость, особенно жене Тамарке. Ради любви к жене Сашка научается делать всю крестьянскую работу— косить, возить дрова, работать до изну­ рения на лобогрейке — сам себя привязывал вожжами, чтобы не свалиться, и даже бороться с парнями — без ног-то — горькое это молодечество — тоже ради краси­ вой стервы Тамарки,— ее-то и увел неведомо куда Сенька Палкин... В повестях Дедова как имя— так судьба, как фамилия — так и социальный тип. Своеобразная энциклопедия сельской жизни тех десятилетий, которые оглушила сво­ им грохотом война. Он, этот грохот, стал уже нашим прошлым. И чем правдивее будет рассказано о «боли» тех лет, тем глубже в души молодых будут посеяны благородные зерна тре­ воги и за наше настоящее, и будущее. И еще об одном герое повестей Дедова нельзя не сказсть: герой этот на каж­ дой странице, в каждом персонаже, в строка каждой — этот герой — Правда. В разгар уборки колхозники жили на «своем», что давали им огород,' коровенка, но вот план хлебосдачи выполнен, бригадир решил порадовать изголодавшихся, по­ черневших от непосильной работы колхозников авансом — двести граммов зерна на трудодень. Но налетел, застучал кнутовищем председатель колхоза: прекратить безо­ бразие! Розданное зерно — вернуть... «Выдать покеля отходы. И снаряжай... красный обоз. Районные руководители оказывают нашему колхозу большую честь: мы первые в районе отправляем на элеватор красный обоз с хлебом сверх плана! И чтобы фла­ ги, лозунги там всякие,— все честь по чести»... «Отходы, плевела, охвостья, озадки, одонки, полова, обвейки... Каких только на­ званий не придумано этому суррогату, что остается при очистке зерна! Однако, как 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2