Сибирские огни, 1982, № 11
8 марта 1942 года, и к шедевру М. Шолохо ва «Судьба человека», опубликованному в двух номерах той же газеты — в последний день 1956 и первый 1957 года. ...О.черк и рассказ военных лет необыкно венно близки и родственны’друг другу. Оба Нти «малые» жанры мобильно впитывали в себя многообразные реалии фронтовой дей ствительности, охватывали, запечатляли факты, события, мгновения. И поднимался, вставал во весь рост советский человек, русский солдат, поразивший весь мир чуде сами храбрости, героизма, безмерной, сня той любви к Родине. И нельзя без комка в горле читать и перечитывать рассказ/ А. Платонова «Дерево родины», «Третий адъютант» К. Симонова, «Морскую душу» Л. Соболева, «Флаг» В. Катаева, «Направ ление главного удара» (о сибиряках-защит- никах Сталинграда) В. Гроссмана. Л. Леонов в «Нашей Москве», в сорок первом писал: «Бывают минуты, которые стоят вечности». Сборник «Дорога к побе де» — об этих минутах, о том, как мы вы стояли, не дрогнули перед смертельной опасностью, о том, как спасли свою Отчиз ну, все человечество, от коричневой чумы, как крепла, становилась несокрушимой наша Советская Армия, как били и гнали врага с каждой пяди родной земли. И особенностью этой книги является то, что ее герои взяты из жизни, из военной действительности. Недаром в знаменитом рассказе А. Толстого «Русский характер» использованы письма фронтовиков, сохра нена подлинная фамилия центрального ге роя— старшины Сударева. Правда харак теров, правда драматических ситуаций от личают и обнаженные жестокостью войны мастерские рассказы Григория Бакланова «Почем фунт лиха», Юрия Нагибина «Вага нов», Владимира Богомолова «Иван», но веллы Виктора Астафьева и Василия Суб ботина. Дистанция времени, отделяющая эти произведения от очерков и рассказов непосредственных военных лет, не разделя ет эту прозу, а, напротив, сближает. Это сближение наглядно и в цикле рассказов Владимира Сапожникова. «Дорога к. победе», хорошо изданная, вобравшая многие классические произведе ния нашей военной прозы, книга нужная и яркая. БОРИС 10ДАЛЕВИЧ Зот Тоболкин. Жил-был Кузьма. Повести. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1981. Три переплетенных ствола изображены на обложке новой книги тюменца 3. Тоболки- на. По мысли художника-оформителя, они олицетворяют три нелегких женских судьбы, каждой из которых посвящена своя повесть. А объединяет главных героинь этих пове стей, разных по возрасту, характерам, от ношению к жизни, удивительная (поистине сибирская!) жизнестойкость и неисчерпае мый запас духовных сил, который помогает им вынести все невзгоды и вновь обрести себя. Таким, по крайней мере, видится за мысел писателя. Повесть «Любава», которой открывается книга «Жил-был Кузьма», рассказывает о дрти* '"яШщийы, брошенной горячо люби мым человеком. Сюжет повести строится на пресловутом любовном многоугольнике. Лю ба Сохина страстно любит Сергея Инозем цева. Но Сергей, отслужив в армии, не воз вращается в родную деревню, а женится на Любиной подруге и оседает в городе. А к Люѣаве неравнодушен ее ровесник Иван Рушкин. Однако Люба продолжает ждать и надеяться. Еще бы! Под сердцем она но сит ребенка Сергея, из-за чего долго не мо жет поверить в измену и принять любовь Рушкина. Забегая вперед, скажем, что сюжетной оригинальностью не отличаются и осталь ные повести сборника. Впрочем, надо пола гать, такой задачи автор и не ставил. Ско рее делал упор на глубину изображения и исследования духовного, нравственного ми ра своих героев. Но в этом случае много зависит от того, насколько хорошо писатель владеет всей гаммой красок, художественных приемов, так как именно мастерская эстетическая огранка, наряду с оригинальностью мыслей и чувствований, может придать сюжетной схеме, привычной фабуле необходимую све жесть и новизну. Но вернемся к «Любаве». Главные герои повести — Люба, ее мать, тетка Матрена, Иван Рушкин — мыслятся автором как лич ности духовно богатые, цельные. Увы! Толь ко мыслятся или называются, инвентаризу ются, а сами герои по большей части ста вятся автором в стандартные, отработанные литературой отношения. В результате — страдания и поступки брошенной любимым героини без труда угадываются на много ходов вперед. Любава, конечно же, стой ко переносит свое одиночество и упорно продолжает хранить верность Сергею. Она, естественно, души не чает в сыне, который стал отрадой ее и Матрены. И, разумеется, Любава предельно добродетельна. И уж для подтверждения этой мысли автор сил не жа леет. Исходит 3. Тоболкин из небесспорного тезиса — «любовь красива, когда через край переплескивает». Спорного не потому, что такая любовь не имеет права на существо вание или такой вообще не бывает — роко вая, «переплескивающая» любовь явление хоть и довольно редкое, однако достаточно знакомое. Спорного потому, что «перепле скивающая через край любовь» — уже ано малия, она не может не нарушать душевную гармонию и едва ли может быть красивой (а ведь автор, как помним, настаивает на душевной красоте и цельности своей герои ни). Не учитывая этого, 3. Тоболкин сбива ется на надрыв, внося дисгармонию в за явленную эстетическую огранку повести. При внимательном чтении убеждаешься, что повесть, подобно переполненным вед рам, «переплескивает» на каждом шагу. Житейская драма автором искусственно вы тягивается до высокой трагедии со всеми со путствующими трагедии обстоятельствами. После того, как Сергей бросает Любаву, начинаются «дни безнадежного отчаяния и одиночества», но вот, наконец, «через боль, через косые, стригущие взгляды, через пе ресуды и потери» (какие — неизвестно, ибо за декларацией ничего конкретного, кроме общих трагических словес, не стоит) — ра дость материнства. Но она, как водится в 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2