Сибирские огни, 1982, № 11
ре, в первой книге сюжет еще только» берет разбег. И о героях произведения мы узна ем только самые необходимые сведения. Так же скупа и ограничена динамика их поступков, которые автор, как правило^ лишь обозначает. Даже некоторое детек тивное начало романа и тайна, связанная с попавшим в готовую скважину посторон ним предметом, кажутся несколько в даль нейшем условными, временными, необходи мыми только для придания начального на правления. И эта сюжетообразующая кон струкция в будущей, но начинающей уже сейчас просматриваться, перспективе рома на напоминает в чем-то (по целям и назна чению) убирающиеся при взлете стартовые фермы космического корабля. Пока веиаёестно, какими событиями об растут последующие части трилогии, но уже сйчас очевидно вполне, что для С. За лыгина гораздо важнее внутреннее состоя ние человека, напряжение его духовной жизни, мыслительной деятельности, с помо щью которой он пытается найти пути к ис тине, к пониманию смысла существования, нежели его внешние проявления. Впрочем, здесь особенности поэтики все го творчества С. Залыгина. Внутреннее род ство героев большинства произведений это го писателя, будь то Степан Чаузон («На Иртыше»), командарм Мещеряков («Соле ная падь») или главная героиня «Южно американского варианта», состоит именно в их повышенной мыслительност», я бы даже сказал — в изощренной, всеобъемлющей рассудочности. Как правило, у героев за- лыгииеквх книг почти .нет жизни сюжетной, а есть прежде всего «жизнь —мысль», (пользуясь термином самого Залыгина). Само событие, происходящее с персонажа ми этого писателя, выступает по большей части как предмет осмысления, .всесторонне го рассуждения по его поводу и по поводу взаимосвязанных с ним явлений. «Жизнь — мысль» и определяет бытие залыпінских персонажей. Не составляет исключения и роман «После бури», скорее даже наоборот, является еще одним ярким образцом про изведения художественной мысля. Такая поэтика определила и соответст вующую стилистику романа «После бури»: несобственно прямую речь обширных внут ренних монологов, пространные диалоги и рассуждения героев. Финал первой книги романа «После бу ри» есть по Сути, один непрерывающийся диспут (рассредоточенный эпизодическими происшествиями — например, припадок Ива на Ипполитовича.), в котором задействова ны едва ли не все основные участники про исходящих в произведении событий. Какое направление примет он в следующих кни гах (а он продолжится, без сомнения), остается только гадать, как приходится лишь предполагать и многое другое. Но вот позицию автора можно ощутить уже сей час. Нэп и то отдаленное десятилетиями время С. Залыгин видит взглядом современ ного художника, сопрягая историческое прошлое с днями сегодняшними. Всей логи кой своего повествования писатель как бы призывает ие забывать бесценного опыта история, внимательно присматриваться, прислушиваться к нему, ибо в обществен- ■- ••.--•'мгс- ном развитии, кай и в природе, не бывает ничего бесполезного. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН Дорога к победе. Сборник рассказов и очерков о Великой Отечественной войне. Составитель Ю. Мостков. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. Стоит сразу же оказать, что появление подобного издания ие мюжет быть «вдруг», не может состояться случайно —за ним ощутим большей я плодотворный опыт За падно-Сибирского книжного издательства по выпуску .разнообразных серийных книг, коллективных сборников и антологий. В книгу вошли произведения двадцати авторов —непосредственных участников и очевидцев битвы советской страны с фа шизмом. Составитель, бесспорно, отбирал самое лучшее. Достаточно обратиться к именам: Михаил Шолохов и Алексей Тол стой, Леонид Леонов .и Илья Зрѳнбург, Ни колай Тихонов и Константин Симонов, Ан дрей Платонов и Валентин Катаев, Борис Горбатов, Василий Гроссман, Борис Поле вой, Леонид Соболев, Вадим Кожевников. И имена другого писательского поколе ния — Е. Носов, Г. Бакланов, В. Богомо лов, Ю. Нагибин, В. Субботин. Сибиряк»: Виктор Астафьев и Владимир Сапожников. Ю. Мостков выбрал оригинальный, сов ременный .ракурс расположения произведе ний военной прозы, позволяющий объеди нить очерни и рассказы, написанные в годы войны, с .рассказами на эту же тему после военного периода, сегодняшнего дня. Со ставитель обратился ие к хронологии соз дания того или иного произведения (хотя и она во многих случаях, разумеется, соблю дается), а к хронологии войны. В .книге со ответственно обозначились пять разделов: годы— 1941-й, 1942-й, 1943-й, 1944-й и 1945-й. «Дорога, к победе» раскрывает динамику развития военного очерка и рассказа, а са мое Главное демонстрирует нынешнему чи тателю богатую, цельную, художественно правдивую картину исторических событий с 22 июня 1941 года по День Победы 9 мая 1945 года. Этот сборник воссоздает и подвиг нашей литературы, что была все эти долгие 1418 суток войны вместе оо сво им народом, в рядах ее армии. Произведения, рожденные непосредствен но в огне боев, не теряют и сегодня своего благородного, мужественного накала, стра сти, патриотической силы, а рассказы, по явившиеся спустя десятки лет, созревшие в тиши писательского кабинета, волнуют, словно они слагались под свист пуль. Это относится и к замечательному публицисти ческому выступлению И. Эренбурга «В пер вый день», под которым стоит — 22 июня 1941 года, где мы найдем пророческую символичную фразу: «Фашисты начали войну. Мы ее кончим —•победой труда и свободы». Это относится и к прекрасному рассказу Евгения Носова. «Красное вино по беды», действие которого происходит в го спитале 9 мая 1945 года, а написано про изведение в 1969 году. Это относится и к незабываемому рассказу Н. Тихонова «Пое динок», что был напечатан в «Правде» 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2