Сибирские огни, 1982, № 11
ности этой работы для каждого конкретно го временного отрезка и с точки зрения ее непреходящих заслуг перед жизнью в све те насущных и будущих социальных про блем. Леонид Иванов принадлежит к плеяде очеркистов старшего поколения. Вместе с В. Овечкиным, Г. Троепольским, С. Крути- линым и другими художниками-публицис- тами сибирский литератор внес заметный вклад в развитие наиболее оперативного и наиболее злободневного жанра — проблем ного художественного очерка. Большая часть очерковых произведений Л. Ивано ва посвящена Сибири, сельскому хозяйству этого края. И беллетристические сочинения омича — плоть от плоти сибирской «заквас ки»; об этом говорят даже сами названия его романов: «Сибиряки», «Сибирская новь»... Н. Яновский не относит собственно бел летристические произведения к творческим удачам писателя, хотя и отмечает их важ ную проблематику, серьезную публицистич ность, острую конфликтность, отдельные интересные характеры, выписанные в рома нах. Однако, как констатирует критик, «романная форма еще раз не принесла пи сателю ощутимого успеха» (это по поводу второго романа Л. Иванова «Сибирская новь»). А заслуженную популярность принесли Л. Иванову его страстные, темпераментные очерки,' посвященные сельскохозяйственным проблемам 50-х—70-х годов. Правда, пер вые «лавры» популярности оказались, увы, весьма горьковатыми, и «пожинать» их не очень-то было приятно. Н. Яновский приво дит примеры «восторженных» отзывов на выступления писателя, отзывов, представ ляющих из себя разнузданную травлю Л. Иванова: тут и обвинения в «преклоне нии перед дедовскими способами ведения сельского хозяйства», в «антинаучности», в «проповеди отсталости» и во многих других «ошибках» публициста. Любопытно, что фельетонной обструкции ивановские произведения подвергались систематиче ски на протяжении многих лет (Н. Яновский называет примеры из периодической печати 1956—1963 годов), и можно только поза видовать мужеству писателя, «твердо и по следовательно отстаивавшего свои позиции в разрешении насущных проблем сибирско го земледелия». Обращаясь непосредственно к характерис тике очерков «Сибирские встречи», «Дове рие», «Расправленные крыдья», «Так дер зать!» и других, критик показывает, что в них, как и в лучших работах крупнейших советских очеркистов, «правдиво запечат лена более чем десятилетняя история раз вития нашего сельского хозяйства с по исками и сомнениями, с борьбой и достиже ниями» раскрыто «движение образа во вре мени». Большое внимание уделено в книге Н. Яновского публицистическим выступле ниям Л. Иванова в 70-е годы (анализ очерков «Мечты Григория Ефремова», «Уро ки», «Новые горизонты», «Кубань — Си бирь»), в центре внимания которых важ нейшие проблемы современной деревни, рассматриваемые писателем с неменьшей страстностью, чем в начале творческого пу- ш , взволнованные раздумья о необходи мости воспитания любви к земле-кормили- це. Главные герои ивановских очерков — люди, отдающие земледельческому делу все свои способности и силы, кровно озабочен ные, чтобы богатства родной земли исполь зовались с максимальной бережливостью. «Над огромным кругом животрепещущих вопросов бесстрашно задумываются поло жительные герои Л. Иванова, и этим они для нас привлекательны, этим близки и до роги. Они мыслили только творчески, не поступаясь своими принципами под натис ком волюнтаризма в любом обличий, и одержали победу. Чтобы проделать вместе со своими героями этот довольно тернис тый путь, писателю потребовались и глу бокие сельскохозяйственные знания, и по стоянные наблюдения за происходящими в обществе процессами, и, конечно, высо кие моральные качества — подлинное граж данское мужество, подлинная партий ность»,—в этих вроде бы несколько па фосных словах критика дана точная харак теристика неутомимой деятельности сибир ского публициста. Творчеству одного из крупнейших совре менных художников слова Виктору Ас тафьеву посвящена работа критика В. Кур батова. Очерк В. Курбатова выделяется среди обозреваемых нами портретов свое образной манерой повествования, сочета ющей раскованность художественной эссе- истики, «стихийную» литературоведческую проницательность и непременную полемич ность с предполагаемыми оппонентами. Этими качествами он в чем-то переклика ется с книгой А. Ланщикова, тоже посвя щенной трорчеству Астафьева («Советская Россия», 1975). Но это скорее внешняя пе рекличка, а по сути — исследования обоих, хотя и рассматривают творчество одного и того же писателя, очень разнятся. В небольшой по объему монографии В. Курбатову удалось, на мой взгляд, ска зать свое выстраданное слово о любимом ху дожнике, убедительно высветить природу астафьевского таланта, взволнованно поде литься с читателями своими неординарны ми наблюдениями и суждениями об осо бенностях художественного мышления пи сателя, завоевавшего всенародное призна ние. Критик, свободно ориентируясь в совре менном литературном процессе, опираясь на историю отечественной и зарубежной литературы, сопоставляет произведения сво его героя с произведениями других круп ных художников слова, выявляя генетиче ские и гносеологические корни астафьевско го творчества с той степенью убедительнос ти, которая свидетельствует об основатель ной историко-литературной эрудиции ис следователя, о проницательности, эстети ческой чуткости. Не со всеми суждениями В. Курбатова можно соглашаться, некоторые вызывают решительное возражение, например, рассуж дения критика о «мифологическом начале» в астафьевском реализме — тут, видимо, сказывается некритическое осмысление «но вейших» модных литературоведческих кон цепций. Но некоторые наблюдения автора очерка об Астафьеве отличаются действи тельно впечатляющей новизной, скажем, ар гументированные размышления критика о сюжетно «ослабленном» повествовании в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2