Сибирские огни, 1982, № 11
обстоятельств». «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни чело века». Конечно, было бы наивным упроще нием ограничивать многообразие художест венных поисков драматурга процитирован ным постулатом, и критик, выявляя особен ности театрального мышления А. Вампило ва, заостряет внимание на таких положе ниях, как сознательное тяготение драма турга к народно-сказовой традиции, полу чившее первую реализацию еще в ранней . одноактной пьесе «Двадцать минут с анге лом», как усвоение опыта классиков, и пре жде всего опыта Гоголя и Чехова; прис тальное внимание в очерке уделено прояв лению авторской позиции в вампиловских пьесах — всегда граждански активной в ут верждении добра и справедливости. Анализируя лучшие пьесы драматруга — «Старший сын», «Утиная охота», «Прош лым летом в Чулимске»,— в которых твор ческая индивидуальность Вампилова обо значилась в полную сиду, критик убедитель но, на наш взгляд, показывает все основ ные грани незаурядного вампиловского мастерства не как сумму приемов, а как художническое исследование жизни челове ком, одушевленным высшей нравственной идеей творческого акта: помочь людям как можно скорее избавиться от всевозмож ных пороков и несовершенств. «Писатель активно воевал с проявлением бездуховности и безответственности..-V Его нравственный максимализм не мог ужить ся с философией сытого благополучия и гражданской пассивности. Будучи челове ком кристально чистым и бескорыстным, он остался таким и в творчестве»,— спра ведливо пишет Н. Тендитник, заканчивая свой очерк об одном из талантливейших драматургов нашего времени. I I Из литературных портретов писателей, продолжающих активно работать на ниве отечественной словесности, в поле моего зрения оказались следующие: А. Никуль- кова «Александр Смердов», С. Смоляницко- го «Георгий Марков», Н. Яновского «Лео нид Иванов», В. Курбатова «Виктор Ас тафьев», В. Шапошникова «Валентин Рас путин», В. Коржева «Николай Перевалов». Размышления об этих книгах продолжу в таком же «ключе», в каком обозревал и предыдущие, то есть давая краткие харак теристики каждому очерку в отдельности. Литературный портрет Александра Смер дова, написанный А. Никульковым, вероят но, нуждается уже в определенном допол нении (он издан в 1972 году). Однако и тот бблее чем сорокалетний творческий путь поэта, который прослежен А. Никуль ковым, дает основание отнести книгу к разряду не совсем «устаревших». Автор очерка об А. Смердове выделяет в творчестве своего героя несколько, так сказать, этапных периодов и в каждом из этих периодов — наиболее важные произ ведения, показывает, как мужал и набирал силу голос поэта. Не только взлеты, твор ческие удачи сопровождали А. Смердова в его многолетней литературной деятельнос ти, знавал поэт и горечь разочарований, временных поражений и в начальный пери од творчества и даже в пору творческой зрелости (сборник стихов «Наш день», из данный в 50-е годы, и поэма «Сказание о жилмассивах», опубликованная в 1972 го ду),— обо всем этом А. Никульков расска зывает в очерке с той доброжелательной объективностью, что исключает мбменты вкусовой пристрастности. Н в то же время критик, обращаясь к подлинным творческим достижениям Смер- дова-поэта, прозаика, публициста (цикл сти хов о Горной Шории) опубликованных в конце 30-х годов, документальная повесть «В стране Темира», поэма «Пушкинские горы», публицистические статьи 50-х—60-х годов, сборник стихов «Вешняя тяга», уви девший свет в 1970 году), тоже далек от выспренной велеречивости — анализ ведет ся строго, выверенно, аргументированно. Единственный упрек, который, пожалуй, следует предъявить к очерку А. Никуль- кова,— это заметное преобладание в нем публицистического анализа стихов в ущерб эстетическому, некоторая категоричность обобщений. Очерк творчества Георгия Маркова, напи санный С. Смоляницким, вероятно, являет ся сокращенным вариантом большого ис следования критика «На земле отцов», точ нее даже — первым вариантам названной монографии, посвященной творческим ис- 'каниям автора «Строговых». В очерке даны главные вехи жизненного и писательского пути одного из крупнейших современных советских романистов, видного обществен ного деятеля, первого секретаря Правления Союза писателей СССР, кратко проанали зированы главные произведения прозаика: исторический роман «Строговы», романы «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», чет ко выверена проблематика этих произве дений, их идейно-эстетическое значение в литературном процессе современности. «Умение передать движение истории в изображении современности (вспомним ро ман «Соль земли»), а с другой стороны, приблизить к нам саму историю, дать по чувствовать в исторических событиях ту перспективу, которая для нас является днем сегодняшним,— в этом заключается и своеобразие, и художественная сила рома нов Г. Маркова»,— к такому итоговому вы воду приходит исследователь, опираясь на свой лаконичный конкретный анализ произ ведений Г. Маркова. Анализ этот при всей его краткости представляется в целом точ ным, аргументированным, хотя и несколь ко прямолинейным, оценочным, подчинен ным в основном проблематике произведе ний. Исследования же их художественных особенностей в данном очерке почти нет, что заметно снижает литературоведческий, эстетический уровень размышлений кри тика. Живо, интересно, можно сказать, с про фессиональным изяществом написан П. Яновским портрет Леонида Иванова. Критик построил повествование как непри нужденную, неторопливую беседу с читате лем о путях-перепутьях видного омского литератора. Такая форма повествования дала возможность Н. Яновскому как бы заново окинуть взглядом все созданное его героем и оценить его работу в двух измере ниях: с точки зрения важности и актуаль... ........... ............................... ... . ........ . ........ 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2