Сибирские огни, 1982, № 11

обстоятельств». «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни чело­ века». Конечно, было бы наивным упроще­ нием ограничивать многообразие художест­ венных поисков драматурга процитирован­ ным постулатом, и критик, выявляя особен­ ности театрального мышления А. Вампило­ ва, заостряет внимание на таких положе­ ниях, как сознательное тяготение драма­ турга к народно-сказовой традиции, полу­ чившее первую реализацию еще в ранней . одноактной пьесе «Двадцать минут с анге­ лом», как усвоение опыта классиков, и пре­ жде всего опыта Гоголя и Чехова; прис­ тальное внимание в очерке уделено прояв­ лению авторской позиции в вампиловских пьесах — всегда граждански активной в ут­ верждении добра и справедливости. Анализируя лучшие пьесы драматруга — «Старший сын», «Утиная охота», «Прош­ лым летом в Чулимске»,— в которых твор­ ческая индивидуальность Вампилова обо­ значилась в полную сиду, критик убедитель­ но, на наш взгляд, показывает все основ­ ные грани незаурядного вампиловского мастерства не как сумму приемов, а как художническое исследование жизни челове­ ком, одушевленным высшей нравственной идеей творческого акта: помочь людям как можно скорее избавиться от всевозмож­ ных пороков и несовершенств. «Писатель активно воевал с проявлением бездуховности и безответственности..-V Его нравственный максимализм не мог ужить­ ся с философией сытого благополучия и гражданской пассивности. Будучи челове­ ком кристально чистым и бескорыстным, он остался таким и в творчестве»,— спра­ ведливо пишет Н. Тендитник, заканчивая свой очерк об одном из талантливейших драматургов нашего времени. I I Из литературных портретов писателей, продолжающих активно работать на ниве отечественной словесности, в поле моего зрения оказались следующие: А. Никуль- кова «Александр Смердов», С. Смоляницко- го «Георгий Марков», Н. Яновского «Лео­ нид Иванов», В. Курбатова «Виктор Ас­ тафьев», В. Шапошникова «Валентин Рас­ путин», В. Коржева «Николай Перевалов». Размышления об этих книгах продолжу в таком же «ключе», в каком обозревал и предыдущие, то есть давая краткие харак­ теристики каждому очерку в отдельности. Литературный портрет Александра Смер­ дова, написанный А. Никульковым, вероят­ но, нуждается уже в определенном допол­ нении (он издан в 1972 году). Однако и тот бблее чем сорокалетний творческий путь поэта, который прослежен А. Никуль­ ковым, дает основание отнести книгу к разряду не совсем «устаревших». Автор очерка об А. Смердове выделяет в творчестве своего героя несколько, так сказать, этапных периодов и в каждом из этих периодов — наиболее важные произ­ ведения, показывает, как мужал и набирал силу голос поэта. Не только взлеты, твор­ ческие удачи сопровождали А. Смердова в его многолетней литературной деятельнос­ ти, знавал поэт и горечь разочарований, временных поражений и в начальный пери­ од творчества и даже в пору творческой зрелости (сборник стихов «Наш день», из­ данный в 50-е годы, и поэма «Сказание о жилмассивах», опубликованная в 1972 го­ ду),— обо всем этом А. Никульков расска­ зывает в очерке с той доброжелательной объективностью, что исключает мбменты вкусовой пристрастности. Н в то же время критик, обращаясь к подлинным творческим достижениям Смер- дова-поэта, прозаика, публициста (цикл сти­ хов о Горной Шории) опубликованных в конце 30-х годов, документальная повесть «В стране Темира», поэма «Пушкинские горы», публицистические статьи 50-х—60-х годов, сборник стихов «Вешняя тяга», уви­ девший свет в 1970 году), тоже далек от выспренной велеречивости — анализ ведет­ ся строго, выверенно, аргументированно. Единственный упрек, который, пожалуй, следует предъявить к очерку А. Никуль- кова,— это заметное преобладание в нем публицистического анализа стихов в ущерб эстетическому, некоторая категоричность обобщений. Очерк творчества Георгия Маркова, напи­ санный С. Смоляницким, вероятно, являет­ ся сокращенным вариантом большого ис­ следования критика «На земле отцов», точ­ нее даже — первым вариантам названной монографии, посвященной творческим ис- 'каниям автора «Строговых». В очерке даны главные вехи жизненного и писательского пути одного из крупнейших современных советских романистов, видного обществен­ ного деятеля, первого секретаря Правления Союза писателей СССР, кратко проанали­ зированы главные произведения прозаика: исторический роман «Строговы», романы «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», чет­ ко выверена проблематика этих произве­ дений, их идейно-эстетическое значение в литературном процессе современности. «Умение передать движение истории в изображении современности (вспомним ро­ ман «Соль земли»), а с другой стороны, приблизить к нам саму историю, дать по­ чувствовать в исторических событиях ту перспективу, которая для нас является днем сегодняшним,— в этом заключается и своеобразие, и художественная сила рома­ нов Г. Маркова»,— к такому итоговому вы­ воду приходит исследователь, опираясь на свой лаконичный конкретный анализ произ­ ведений Г. Маркова. Анализ этот при всей его краткости представляется в целом точ­ ным, аргументированным, хотя и несколь­ ко прямолинейным, оценочным, подчинен­ ным в основном проблематике произведе­ ний. Исследования же их художественных особенностей в данном очерке почти нет, что заметно снижает литературоведческий, эстетический уровень размышлений кри­ тика. Живо, интересно, можно сказать, с про­ фессиональным изяществом написан П. Яновским портрет Леонида Иванова. Критик построил повествование как непри­ нужденную, неторопливую беседу с читате­ лем о путях-перепутьях видного омского литератора. Такая форма повествования дала возможность Н. Яновскому как бы заново окинуть взглядом все созданное его героем и оценить его работу в двух измере­ ниях: с точки зрения важности и актуаль... ........... ............................... ... . ........ . ........ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2