Сибирские огни, 1982, № 11
мо читателями и общественностью (за цик лы стихов «Зеленый пояс», «Маньчжурская тетрадь»,- «Новый перегон» П. Комарову посмертно присуждена Государственная премия),, употребляет броские характерис тики вроде того, что «иной раз Комарову достаточно лишь одной народно-песенной метафоры для емкого выражения 'большой мысли о том, как воспринимали страну со циализма народы, только что освобожден ные от оккупации»; но, с другой стороны, своеобразие комаровской поэзии не выве рено и ограничивается общими эмоциональ ными эпитетами; «вдохновенный гимн», «многоцветное и многозвучное стихотворе ние», «неторопливая поступь строки» и т. п. В книге, правда, немало рассуждений об аллитерации, ритмико-интонационном ри сунке стихов, но они мало что проясняют в, комаровской поэтике. Вот, например, Б. Рясенцев цитирует отрывок из стихо творения «В порту» и сопровождает цитату таким комментарием: «Ритмико-интонаци онный рисунок этого стихотворения, выпол ненный в четырехстопном хорее с чередо ванием дактилических и мужских рифм, графически четок. Но оно, пожалуй, не ли шено некоторой суховатости, очерковой описательности, хотя зарисовка зрима». Не знаю, как другим, но мне такой «анализ» кажется ни к чему не обязывающей «уче ной» отпиской. И таких комментариев, ис полненных по принципу «несмотря на уда чи... встречаются неудачи», в книге Б. Ря- сенцева немало. Обедненно показана в очерке литератур но-общественная деятельность Петра Кома рова, взаимоотношения поэта с коллегами (известно, что Петр Комаров вел обшир ную переписку со многими крупными пи- сателями-современпиками, например, с П. П. Бажовым, отсылал им свои книги на строгий товарищеский суд), но тут мои уп реки, вероятно, и не совсем справедливы, ибо Б. Рясенцев стремился создать порт рет-монографию, а не портрет-биографию. Впрочем, и монография, повторяю, остав ляет чувство неудовлетворенности... С интересом читается исследование Г. Кондакова, посвященное творческим ис каниям Ивана Брошина — поэта яркой оригинальности и не менее яркой судьбы. Уроженец Рязанской губернии, Иван • Брошин в качестве бойца-красноармейца принимает участие в освобождении Сибири от колчаковцев и навсегда поселяется в этом крае, ведя образ жизни «очарованно го странника». В Сибири Иван Брошин вы пускает первый сборник стихов «Переклик», который при всех несовершенствах свиде тельствовал о поэтической одаренности и самобытном мировосприятии молодого сти хотворца, о его любви к народному слову. А в последующие годы интерес И. Бро шина к фольклору, к устной поэзии алтай цев займет центральное место в литератур ной деятельности, приведет к созданию главной книги поэта «Песни Алтая», кни ги, в которой русский поэт сумел выразить национальный дух алтайцев с такой худо жественной достоверностью, что Ромен Рол- лан принял оригинальные ерошинские сти хи... за народные алтайские песни. О кропотливой, поистине подвижниче ской литературной работе Брошина, поэта и собирателя, хранителя инонационального фольклорѣ Г. Кондаков рассказывает тем пераментно, увлеченно, призывая и нас, читателей, проникнуться симпатией и уваже нием к своеобразной личности поэта-интер- националиста, поэта-странника, оставивше го знаменитый след в сибирской литера туре. Автор литературного портрета «Иван Бро шин» много внимания уделяет анализу про-, изведений поэта, показывает, что обраще ние русского литератора к народной ал тайской поэзии обогатило его художниче скую палитру, придало ей неповторимый ко лорит, самобытность,— все это Г. Кондаков стремится подкрепить конкретными приме рами, обильно цитируя и комментируя ерошинские тексты, которые действитель но впечатляют необычной для русского глаза метафоричностью: Солнце —жаркий мой костер. Ночь тиха, черна, как соболь, Шкурою своей мохнатой Валится на мой костер. Любопытны, хотя и не бесспорны, рас суждения Г. Кондакова об особенностях ерошинского перевоплощения в «героя дру гой национальности» об ориентальных (вос точных) .мотивах в русской поэзии, о пе рекличке художественных находок И. Бро шина с исканиями других поэтов-сибиря- ков, в частности с И. Мухачевым и алтай ским поэтом Б. Укачиным... Из всех литературных портретов, обозре вающих весь творческий путь героя, особо хочу выделить очерк Н. Тендитник об Алек сандре Вампилове. Книга Н. Тендитник уже вскоре после выхода в свет получила положительные отзывы в прессе, и это де лает честь нашей текущей критике, сумев шей по достоинству оценить небольшое, ѵно весьма серьезное, на мой взгляд, исследо вание иркутского критика. Разумеется, главным пособником тому, что книгу Н. Тендитник заметили в критике, оказался сам герой книги Александр Вампилов — талантливейший советский драматург, по лучивший за последние годы огромную по пулярность у миллионов зрителей и читате лей. За десять лет, прошедших со времени трагической гибели А. Вампилова, о нем написано много статей, исследований, вос поминаний. Есть среди работ, посвященных творчеству выдающегося драматурга, очень серьезные, даже отличные (назову, к при меру, статьи критиков Вс. Сахарова «Театр Александра Вампилова» и С. Боровикова «Естественность и театральность»), но рас крывающие чаще всего итоги, результаты творческих исканий А. Вампилова. В очер ке же Н. Тендитник показана эволюция творчества драматурга и прозаика Вампи лова, в какой-то степени дан и «житийный» портрет художника (к сожалению, все же несколько пунктирный), и в этом заметное преимущество исследования иркутского критика в сравнении с другими работами о Вампилове. Обстоятельно анализируется в очерке ли рическая проза раннего Вампилова, а это очень важный штрих для раскрытия худо жественных особенностей его драматургии, творческого принципа писателя, заявленно го в одном из самых ранних произведе ний —юмористическом рассказе «Стечение И* 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2