Сибирские огни, 1982, № 11
ся, был слышим, и это В. Коржеву удалось показать точно и убедительно. Иногда, прав да, критик излишне возвеличивает поэтиче ские достижения своего героя, наводит, так сказать, «хрестоматийный глянец» на явно слабые произведения (например, высоко оценивает любовную лирику поэта 30-х ро дов, а ведь именно в ней И. Уткин не сумел преодолеть романсовой чувствительности — своей «ахиллесовой пяты»). Но в целом — как анализ поэтических удач Уткина, так и произведений неудачных, с налетом декла ративности, сделан на высоком профессио нальном уровне. И самое ценное в книге В. Коржева то, что, анализируя взлеты-падения Уткина на поэтической дороге, критик не выпускает из поля зрения время, в котором жил и творил его герой... Многие из отмеченных достоинств прису щи и другой книге В. Коржева «Казимир Лисовский», вышедшей в свет сравнительно недавно, в 1980 году. ь" п Творчество Казимира Лисовского пред ставляет собой, как сказано в аннотации к брошюре В. Коржева, «своеобразную поэти ческую энциклопедию сурового края», то есть Сибири. И критик, подробно характери зуя основные произведения поэта (данный портрет написан В. Коржевым уже в чисто монографическом ключе, когда на первом плане — анализ произведений, а факты «жи тия» остаются «за кадром»), стремится по казать читателю, что высокая аннота ционная аттестация К. Лисовского верна по сути. Обозревая литературную деятельность своего героя за четыре десятилетия, В. Кор- жев, естественно, заостряет внимание на тех произведениях поэта, которые получи ли широкую известность у читателей — это прежде всего поэмы «Русский человек Бе гичев», «Пять лучей звезды», «Сумасшедший поезд», многочисленные циклы стихов, вос певающие красоту необъятных сибирских просторов, красоту деяний человеческих рук, мужество славных сынов Сибири. Показы вая широту творческих интересов К. Лисов ского, «географию» его поэзии, критик не обходит стороной и просчеты-промахи, имев шие место в многолетней поэтической прак тике автора «Русского человека Бегичева», хотя ведет весьма аргументированную поле мику с теми критиками, что находили в по эзии Лисовского больше изъянов, чем дос тоинств. Убедительной представляется и попытка критика «реабилитировать» поэму К. Лисов ского «Слово о русской женщине», неспра ведливо отнесенную в 50-е годы критиком Ан. Тарасенковым к эпигонским произве дениям. В. Коржев, анализируя эту поэму, доказывает, что «следование какой-то поэ тической традиции еще не есть рабское под ражание основоположнику этой традиции» (Тарасенков упрекал Лисовского в некрити ческом заимствовании метафорических при емов у Некрасова и Есенина), воздает должное незаслуженно забытому произве дению сибиряка. Интересны наблюдения автора очерка о К. Лисовском над пейзажной лирикой поэ та, размышления о поэтическом преломле нии исторических реалий (анализ поэм «Бе жал бродяга с Сахалина», «Сумасшедший поезд»), 162 Беднее всего’ в работе В. Коржева про анализировано творчество К. Лисовского последних лет — тут критик сбился на не свойственную ему скороговорку и выделил у поэта по существу только один лирико- эпический триптих «Приближался двадца тый век», посвященный ленинской теме, ог раничившись ироническими замечаниями по адресу стихов, направленных против моло дых поэтов. Эта скороговорка несколько снижает общее хорошее впечатление о кни ге «Казимир Лисовский», написанной раско ванно и увлекательно. Творчеству известного сибирского поэта Ильи Мухачева посвятил свой портрет-ис следование другой известный сибирский по эт Александр Смердов (издание 1971 го да). Это— непринужденный рассказ о судьбе старшего собрата по перу, и в то же время А. Смердов пытается выявить своеобразие мухачевского поэтического голоса. Полемизируя с теми, кто склонен считать И. Мухачева певцом Алтая — и только, то есть поэтом локальной темы, «областного» горизонта, А. Смердов реши тельно утверждает: «Поэзия Ильи Мухаче ва... представляется нам не «неувядающим горным цветком в букете советской поэзии», а ее заметным родниковым притоком, са мобытным и непреходящим вкладом». И это утверждение не декларируется, а подкрепляется конкретным разбором сти хов и поэм И. Мухачева, достоинства ко торых, по мнению А. Смердова, еще по- настоящему не оценены. Сам автор книги об Илье Мухачеве, об ращаясь к творчеству поэта начальной поры (сборник стихов «Чуйский тракт», издан ный в 1926 году в Барнауле), анализируя стихи ■и поэмы, созданные Мухачевым в 30-е—50-е годы («Повесть о Демжае-ал- тайце», «Сайгалата», философскую лири ку), стремится восполнить пробел в оцен ке поэтического наследия певца Горного Алтая, доказывает, что «лучшими своими песнями» поэт «будет долго волновать... сегодняшних и завтрашних читателей». Не все в книге А. Смердова представля ется убедительным, иногда анализ стихов подменяется казенно-назывными характе ристиками («В наиболее зрелых и совер шенных своих произведениях Илья Муха- чев достигает подлинно философского, глу боко современного понимания и образного раскрытия великой идеи гармонического единства Человека и Природы, к осущест влению которой ныне, как никогда прежде, устремлено наше советское общество, все прогрессивное человечество»), но в целом книга получилась добротной, интересной. А вот исследование Б. Рясенцева о твор честве талантливого поэта-дальневосточни- ка Петра Комарова оставляет чувство не удовлетворенности. Все, вроде бы, в работе Б. Рясенцева присутствует: и попытка вы светить нелегкую судьбу поэта, скончав шегося в расцвете творческих сил на 39-м году жизни, и довольно обстоятельный ана лиз комаровских произведений, а книга все же производит впечатление чего-то незавер шенного, рыхлого, эклектичного. Смущает и «оценочная шкала», которой зачастую пользуется Б. Рясенцев: с одной стороны, критик восторженно говорит о сво ем герое как о ярком, самобытном поэте, творчество которого было высоко цени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2