Сибирские огни, 1982, № 11

Николай Кузин ПОМЕЧЕНЫ СИБИРЬЮ (О книгах Западно-Сибирского книжного издательства, выходящих в серии «Литературные портреты») Сначала намеревался озаглавить обзор хрестоматийно «Поэты и прозаики сибир­ ского края», но передумал. И передумал, полагаю, не без основания, потому как да­ леко не всех героев обозреваемых книг можно без оговорок зачислить в отряд сибир­ ских литераторов. В самом деле: если, ска­ жем, всем хорошо известен сибирский ко­ рень Валентина Распутина, Александра. Вампилова, Виктора Астафьева, Леонида Мартынова, Ильи Мухачева, Георгия Мар­ кова, то вряд ли современные читатели счи­ тают сибирским поэтом Иосифа Уткина, творческий расцвет которого выпадает на московский период жизни. Склоняюсь к предложению, что современные читатели, ос'обенно молодые, могли «запамятовать» как сибиряка и видного прозаика наших дней Анатолия Иванова, переехавшего в середине 60-х годов на постоянное житель­ ство в Москву. Да и творчество тех же Г. Маркова, Л. Мартынова, а также П. Ва­ сильева питалось и питается не только си­ бирскими соками, поэтому безоговорочное включение их в когорту писателей-сибиря- ков было бы не совсем объективным. Все эти соображения, можно сказать, и принудили меня назвать статью, вероятно, несколько неуклюже, но более точно: «По­ мечены Сибирью». Прежде, чем приступить к непосредствен­ ному разговору о книгах серии «Литератур­ ные портреты», хотелось бы высказать не­ которые соображения о жанре литературно­ го портрета как об одном из ведущих и нестареющих в литературной критике. Нет, я не намереваюсь пускаться в дотошные ли­ тературоведческие исследования, а хочу кос­ нуться чисто практической, что ли, стороны, чтобы подготовить, так сказать, платфор­ му для характеристики книг, изданных в Новосибирске. Дело в том, что жанр литературного порт­ рета не только один из доминирующих в критике, но и — наиболее подвижный, мо­ бильный, не ограниченный канвнизирован- ными рамками. И хотя в теоретическом пла­ не можно говорить об определенных кано­ нах этого жанра («Литературный портрет — документальный очерк о писателе, художни­ ке, выдающемся общественном деятеле и т. д., созданный на основе собеседования с «героем», или краткий мемуарный очерк... о таком герое. Литературный портрет стре­ мится к воссозданию целостного — физи­ ческого, духовного, творческого — обли­ ка героя или к раскрытию лейтмоти­ ва, пафоса его жизни, иногда — в опреде­ ленный отрезок времени...»,— читаем в «Краткой литературной энциклопедии»), од­ нако практически они, эти каноны, зачастую не выдерживаются авторами портретов. Од­ ни из авторов отдают предпочтение так на­ зываемому биографическому методу, созда­ вая нечто вроде сжатых жизнеописаний то­ го или иного героя, акцентируя внимание не столько на его творчестве, сколько на его личности, судьбе (например, литературные портреты, написанные крупными француз­ скими критиками Ш. Сент-Бёвом и Андре Моруа; или; скажем, великолепные очерки Горького о Толстом, Чехове, Есенине и других его современниках); другие, напро­ тив, уделяют первостепенное внимание твор­ ческим исканиям, анализу конкретных про­ изведений и создают нечто вроде сжатых монографических исследований (тут приме­ ров более чем достаточно и в русской, и в 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2