Сибирские огни, 1982, № 11
Николай Кузин ПОМЕЧЕНЫ СИБИРЬЮ (О книгах Западно-Сибирского книжного издательства, выходящих в серии «Литературные портреты») Сначала намеревался озаглавить обзор хрестоматийно «Поэты и прозаики сибир ского края», но передумал. И передумал, полагаю, не без основания, потому как да леко не всех героев обозреваемых книг можно без оговорок зачислить в отряд сибир ских литераторов. В самом деле: если, ска жем, всем хорошо известен сибирский ко рень Валентина Распутина, Александра. Вампилова, Виктора Астафьева, Леонида Мартынова, Ильи Мухачева, Георгия Мар кова, то вряд ли современные читатели счи тают сибирским поэтом Иосифа Уткина, творческий расцвет которого выпадает на московский период жизни. Склоняюсь к предложению, что современные читатели, ос'обенно молодые, могли «запамятовать» как сибиряка и видного прозаика наших дней Анатолия Иванова, переехавшего в середине 60-х годов на постоянное житель ство в Москву. Да и творчество тех же Г. Маркова, Л. Мартынова, а также П. Ва сильева питалось и питается не только си бирскими соками, поэтому безоговорочное включение их в когорту писателей-сибиря- ков было бы не совсем объективным. Все эти соображения, можно сказать, и принудили меня назвать статью, вероятно, несколько неуклюже, но более точно: «По мечены Сибирью». Прежде, чем приступить к непосредствен ному разговору о книгах серии «Литератур ные портреты», хотелось бы высказать не которые соображения о жанре литературно го портрета как об одном из ведущих и нестареющих в литературной критике. Нет, я не намереваюсь пускаться в дотошные ли тературоведческие исследования, а хочу кос нуться чисто практической, что ли, стороны, чтобы подготовить, так сказать, платфор му для характеристики книг, изданных в Новосибирске. Дело в том, что жанр литературного порт рета не только один из доминирующих в критике, но и — наиболее подвижный, мо бильный, не ограниченный канвнизирован- ными рамками. И хотя в теоретическом пла не можно говорить об определенных кано нах этого жанра («Литературный портрет — документальный очерк о писателе, художни ке, выдающемся общественном деятеле и т. д., созданный на основе собеседования с «героем», или краткий мемуарный очерк... о таком герое. Литературный портрет стре мится к воссозданию целостного — физи ческого, духовного, творческого — обли ка героя или к раскрытию лейтмоти ва, пафоса его жизни, иногда — в опреде ленный отрезок времени...»,— читаем в «Краткой литературной энциклопедии»), од нако практически они, эти каноны, зачастую не выдерживаются авторами портретов. Од ни из авторов отдают предпочтение так на зываемому биографическому методу, созда вая нечто вроде сжатых жизнеописаний то го или иного героя, акцентируя внимание не столько на его творчестве, сколько на его личности, судьбе (например, литературные портреты, написанные крупными француз скими критиками Ш. Сент-Бёвом и Андре Моруа; или; скажем, великолепные очерки Горького о Толстом, Чехове, Есенине и других его современниках); другие, напро тив, уделяют первостепенное внимание твор ческим исканиям, анализу конкретных про изведений и создают нечто вроде сжатых монографических исследований (тут приме ров более чем достаточно и в русской, и в 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2