Сибирские огни, 1982, № 11
Выстраивая свою трилогию, он протягивал между отдельными частями не столько нити сюжета, сколько прочные нити мысли. Вторая из повестей трилогии —«В ночь на субботу» — еще резче, еще полемичнее ставит проблему понимания гуманизма. Здесь, отмечал Н. Яновский, «гуманистиче ский смысл Великой Октябрьской революции подчеркнут, более того, он выделен как пред мет специального художественного исследо вания», Спор о гуманизме не абстрактен. Он вел ся и в жизни, причем, может быть, более ка тегорично. «Аргументом» в споре были ты сячи человеческих судеб. «Гидра — и все тут»,— говорит чекист Усов и стреляет в Ковалева, который только что взорвал зимовье, где прятались бандиты. «Нечего всякой контре задницу лизать»,— это опять-таки «философия» Усова. Он недо умевает, почему губисполком гарантирует безопасность тем членам банды, которые по пали в нее случайно и теперь хотят порвать С прошлым. Усову противостоит молодой че кист Славка Андреюшкин — один из самых привлекательных героев трилогии. Принци пиален и значителен для автора их диалог. «Я тебе точно говорю,— утверждает Андре юшкин,— рубить надо только там, где дру-. того выхода нет. Где можно спасти, нужно спасать». Усов называет Славку «попом», «миро творцем». Само слово «добро» наверняка ка жется ему подозрительным. Но для Андре- Юшкина понятия «добро» и «революция» родственны. Он умрет, отстаивая свои прин ципы. Уйдет в банду, чтобы спасти тех, ко го еще можно спасти... «Лес рубят —щепки летят»,— будут говорить потом усовы. Но человеческая жизнь не щепка, которую уно сит шквал истории, в этом твердо убеждены Андреюшкин и его учитель, старый чекист Саввич. Убеждены: революции важна каж дая судьба: тем более, что человек не ста тичен по своей природе, не только он меняет время, но и время меняет человека. О последнем хорошо помнит и писатель. Может, самое верное доказательство тому — заключительная часть трилогии, где круп ным планом возникает перед нами фигура Сергея Звягина. Вот он — пожалуй, самый неожиданный герой этого повествования. Неожиданно не его появление на страницах книги, но то, как автор показывает его эволюцию. Эволю цию офицера белой контрразведки, виновного в гибели многих людей. Конечно, эти грехи никто и никогда Звягину не отпустит. Но достоин ли он нашего внимания? Достойна ли изучение его озлобившаяся, закрывшаяся Для мира Душа? Несколько десятилетий на зад мы бы услышали в ответ решительное «нет!». Писатель показал бы Звягина просто патологическим садистом. Только сегодня наше искусство прошло большой путь. Се годня художникам интересны не только ге рои, но и антигерои времени. Психология иредательства, постепенного отречения от самого себя проанализированы в повестях В. Быкова. Страшная анатомия изуверства открывается в «Карателях» А. Адамовича. Однако, может быть, наиболее решительный шаг в этом направлении сделал В. Распутин в «Живи и помни». «Повесть о предателе? — недоуменно восклицали некоторые читатели и критики,— Не оскорбительно ли это для памяти миллионов павших?» Нет, не оскор бительно. Обращение к подобным персона жам связано и с возросшим психологизмом искусства, когда невозможно изображать че ловека в одних — черных или светлых — красках. И со'стремлением писателей к бо лее полной правде истории. А история — это не только события, но и люди, характеры. Понять их — не значит простить, исследо вать— не значит реабилитировать, И вот он перед читателем — Сергей Бори сович Звягин. Создавая этот образ, А. Ша- стин явно восполнял тот пробел, который возник в нашем искусстве. Мы знаем: тыся чи людей оказались после революции и гра жданской войны в эмиграции. Среди них бы ли и откровенные враги Советской власти, и те, кто оказался вдали от России случайно, бьяли подлецы и храбрецы, были раскаяв шиеся и глухие к шагам истории. Как жили они? Какие круги ада прошли? Образ Звягина постепенно укрупняется по мере движения трилогии. Дело не в том, что в первых двух частях автор был невнимате лен к Звягину,— напротив, тот активно уча ствует в действии. НО литература всегда резко показывает человека, стоящего перед выбором. Выбор перед Звягиным долго да же не возникал. Ему было все ясно: где вра ги, где свои, какой должна быть Россия. Это Ковалев мечется, не может понять •— с, кем он? Звягин в это время трагически для Себя лишен сомнений. Он идет к Своей цели напролом. Через расстрелы, камеры Пыток, потом —диверсии, налеты. Он спокойно растопчет и чужую мечту, и чужую лю бовь. Он думает, что спасает Россию, но все окончательнее разрывает свои связи с ней. Он не сомневается, и человеческое в нем как бы заглушено, спрятано. В повести «Время стрекоз», давшей наз вание всей трилогии в целом, автор подроб но напишет о том, что стало со Звягиным. Время в эмиграции оказалось для него пу стым. Постепенно всё вокруг него вымирает. Люди, чувства, убеждения, душа. Повесть не случайно начинается сценой на кладбище. Потом кажется, что кладбище чудовищно разрастается до размеров большого города. В нем живые трупы — сидят в ресторанах; боясь вечности, молятся в церкви; удовлет воряют свои маленькие земные страсти. Го ды приносят Звягину лишь однО: «уходили люди, чтоб никогда больше не возвращать ся. Те, которых он принимал и кого прези рал. И становились они равными перед веч ностью, а он оставался до своего срока. И его приязнь и презрение оставались С ним. А годы уходили, и всему было свое время: время убивать и время врачевать, время молчать и время говорить... Но то, которое он ждал, не приходило, ибо было время по кидать, но не было времени возвращаться». В Харбине перед Звягиным встает выбор. Выбор неизбежен. Чтобы выжить, надо про давать себя. Надо продаваться людям, ко торым наплевать на Россию, которые враж дебны даже не большевикам — его родине как таковой. Звягин не может принять это го. Он выбирает бедность, маленькие камор ки, будущую нищую старость. И — размыш ления... Да, лишь одно удалось сохранить в себе Звягину — любовь к России. Любовь, которая не даст погибнуть его душе. И ко торая постепенно зародит в нем сомнения. Хоть полностью Звягин так и не прозреет. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2