Сибирские огни, 1982, № 11
ничуть не меньше, а нередко и больше, чем Мишка Кошевой или Телегин. В этом смыс ле шастинский Ковалев имеет Своими духов ными предшественниками многих и разных героев». Такое внимание к персонажам колеблю щимся, стоящим на распутье, приходило к писателям не просто. Некоторые критики, зрители и читатели не могли даже допустить появления на сцене или страницах книг лю дей во вражеском мундире, людей, трудно расстающихся с прошлым и плохо различа ющих будущее. По этой причине спектакль «Дни Турбиных», потом названный мхатов ской классикой, кое-кто в двадцатые годы классифицировал как буржуазный. Каких только обвинений не предъявляли Михаилу Шолоховуі А писатель, изображая подобно го героя, как бы скрывал свое сочувствие. Сложный путь проходит Ковалев на не большом пространстве повести — от круше ния, гибели до медленного возрождения души. В начале повести ясно звучит тема про щания человека с самим собой. Ковалев, точно из небытия, отстраненно слышит то пот своих сапог по снегу, видит себя та ким, каким увидят скоро другие,— даже не лицо, не фигуру, странной гримасой вдав ленную в снег. Почему-то Ковалев четче всего видит ноги — «босые ноги в синих диа гоналевых галифе, которые будут торчать из кювета. И еще грязно-белые тесемки брюк, завязанные у щиколотки. Ему стало нелов ко этих босых ног, и этих неопрятных тесе мок, и вообще всей той наготы, которая от= кроется, когда каждый сдернет с него то, что ему будет нужно». В этом стыде, в мел ких житейских деталях легко обозначается человеческий характер — застенчивый, до болезненности гордый. Мелкое, житейское не только не мешает, но подчеркивает большое. Анатолий Шастин прежде всего пишет о взаимоотношениях человека с историей. Мир кажется герою бессмысленной и глупой каруселью. Ты попадаешь в нее сра зу, как только появляешься на свет. Кару сель «мчится, а годы летят навстречу. И остановить это невозможно, потому что уже и сам начинаешь бежать по этому мчащемуся кругу, который заканчивается в том же самом небытии, откуда начался». Ну, а история? По мнению Ковалева, она чужеродна личности. ІВедь «рождение и смерть государств... вне Человеческой воли. Вне воли одного человека... Да и всех вме сте тоже. Они живут и умирают сами по се бе. По каким-то законам, которые невозмож но понять. Да. Но даже если их понять? Даже если их понять, то все равно изменить их будет невозможно и останется только подчиниться, приемля или отрицая их — все равно». Такой взгляд на историю логичен для Ко валева. Но такой взгляд порождает одино чество, затерянность человека в жизни, как в пустыне. И еще1— холод души, кото рый не менее страшен, чем сибирский мороз. Любовь <—внезапная и всепоглащающая — единственное, что связывает Ковалева с жизнью. НО, может быть, это жизнь и про тянула ему последнюю соломинку для спа сения. На дорогах потерь, бегства Ковалев вдруг обрел Катю. Автор сострадает двум 154 душам, которые нашли друг друга как раз тогда, когда обе могли погибнуть. История Ковалева и Кати рассказана писателем сдержанно и просто, но опять-таки с ощу щением почти библейского смысла, кото рый открылся в этой встрече: «И она при надлежала ему, а он ей. И не было на Земле ничего, что могло бы разъединить их, пото му что то, что было у них, было вечным и было выше всего, и для этого рождались люди и умирали потом, уступая место дру гим. А все остальное было лишь приложен ным к этому, зависимым от этого и потом преходящим». Правда, очень важно уточне ние автора: «Так казалось Ковалеву». Нет, не любовь сама по себе примиряет его с историческим движением. История да вит на них, мешает дышать свободно. И лю бовь вроде бы лишь оттеняет это. В свете любви череда исторических событий тем бо лее кажется иллюзорной. «А много ли надо? — спросит себя Ковалев, думая о жизни.—. Это утро с деревьями, солнцем и мягкой до рогой и Катю...» И все-таки что-то поможет ему пойти наі встречу революции. Что? Любовь заставляет человека обостренно воспринимать мир, любовь не терпит равно душия к другим — эгоизм убивает ее. Поэто- му-то Ковалев бросится ночью тушить по жар на железной дороге, таскать тяжелые мешки... И еще он не сможет смириться с бесцельной жестокостью, творимой теми, с кем недавно был в одном ряду. Взрывы, ди версии, смерть ни в чем не повинных людей и даже детей. Зло всегда порождает зло. Кто-то должен остановить этот круговорот, решает Ковалев. Он не хочет заявлять в ЧК. «Доносить тем, кого он не понимал и не при-, нимал, кто был его вчерашним противником, — мучительно размышляет Ковалев,— на того, кто еще вчера был его единомышлен ником и стал сегодня если не врагом, то уже и не другом?» Он выходит в бой со злом один. Он гибнет. Чем-то он вдруг напомина ет нам Дон-Кихота... Ковалев умрет счастливым. Он не до кон ца понял и принял революцию. Но в свЬем справедливом деянии слился с революцией, забыл о сомнениях и обрел Россию. А. Ша стин пишет о последних попытках человече ского духа прорваться к вечности, обрести гармонию. Как важно здесь прозаику из брать верную интонацию.. Но перо А. Ша стина художнически точно. «Солнце вспыхнуло и раскололось в голо-: ве Ковалева и он вспомнил: «Душа твоя пребудет во благе, и семя 1 * 0 6 наследует землю». » И слепая чернота полетела навстречу, и в ней, как огни уходящего поезда, гасли пос ледние искры. Аминь...» Н. Яновский, откликнувшийся на появле ние двух первых частей трилогии, замечал: именно в скрупулезном, тонком психологиз ме — «свежесть и оригинальность» повестей Шастина. Добавим: этот психологический анализ естественно был предпринят1 в пос ледние десятилетия, когда углубились наши представления о сути социалистичесирго гуманизма. Когда многое минуло и многое пришло. Взгляд автора на события и героев — взгляд из второй половины XX столетия. И это также очень важно для верного про чтения повестей Шастина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2