Сибирские огни, 1982, № 11
время легко и просто распоряжавшийся мно гими жизнями... В четвертой главе ритм времени меняется снова. Этот ритм определяет простое, ясное слово «надежда». Люди открыто смотрят друг другу в глаза, спорят о жизни — в мет ро, столбвках, общежитиях, едут через всю страну на новые стройки... И, кажется, сами вагонные колеса выстукивают: «все хорошо, все након.ец- то хорошо...» Это чувство определит и сюжетные пово роты в, книге Анатолия Шастина. Случайно встретившись, полюбят друг друга дети На- деева и Гребневікого, да и перед самим Иг натом Петровичем вдруг замаячит то, что су ховато зовут «личным счастьем» .Но эти сюжетные повороты выглядят слащаво, сентиментально. Они лишние в суровом по вествовании о суровом времени — как, впро чем, и торопливое обличение нового мещан ства... Конечно, писателя можно понять. Его стремление сказать — «все хорошо» —шло и от «запаха надежды», и от былого увлече ния сказкой, где рано или поздно побежда ет правда, а герои обретают счастье. В жиз- 1 ни так бывает далеко не всегда. ...Новое время тоже требовало мужества. В частности, мужественного осмысления былого. Отныне это и определит художест венные поиски Анатолия Шастина. В книге «...И сближаются годы» он сделал только первый шаг. IV ...Легко представить сомнения, которые подстерегали автора, задумавшего писать о революции и гражданской войне. Как брать ся за перо после Шолохова и А. Толстого, Залыгина и Нилина? Понимаешь, что эти книги превращаются в своеобразную «точку отсчета», о которой будут вспоминать при оценке твоей работы. Всякий творец сознает и другое: путь «повторения пройденного»'не возможен; только открывая в истории новое, можно сказать свое. Критик Валентин Оскоцкий уже задал од нажды вопрос: выдерживают ли подобные критерии повести Анатолия Шастина? И от ветил: «...не просто выдерживают, но по- своему и сами определяют. А. Шастину, не сомненно удалось и органично включиться в общее русло современного переосмысления давних событий и судеб, и отыскать в нрм свою самостоятельную струю, свой угол зрения...» ‘>. В чем этот угол зрения? Не так-то просто ответить. Подумаем об этом, открыв перед собой трилогию «Время стрекоз»— Сергей Залыгин, писавший о повести «Дом, полный кошек», отметил одну особен ность авторского взгляда на историю: «По весть Анатолия Шастина строго ограничена и местом, и временем действия, она как бы замкнута в. двух-трех персонажах, причем персонажи эти —люди рядовые, обыкновен ные и по той роли, которую они в событиях играют, и по своим внутренним, душевным данным». Констатация обыкновенности звучит здесь не как упрек. Ориентир на обыкновенность — принципиальная особенность трилогии. >) В. О с к о ц к и й . Поиск во времени.— В ки.: А. Шастин. Час выбора. Повести.—Иркутск, 1979, с. 43а, Анатолия Шастина действительно интересу ют люди негромкой судьбы. Только важно уточнить: это всегда люди, чувствующие движение истории, с радостью или с траги ческой безысходностью задумывающиеся над ее ходом. Вот чем определена известная камерность трилогии. Вот понему автор сознательно ушел от массовых сцен: они уже были во многих книгах о революции и гражданской войне, где подробно исследо вано, как, какой ценой складывался истори ческий итог. Но всегда нов для нас рядовой человек, остановившийся в раздумье посре ди исторического времени. Человек, совер шающий выбор. Такой выбор есть в каждой части трило гии. И это определяет не только сюжет, но прежде всего поле духовных исканий героев. Так выходят они на авансцену повествова ния — поручик Ковалев, чекист Андреюшкин и капитан белой армии, затем харбинский эмигрант Звягин... Они разные. Но для них всех характерны поиск смысла жизни, по пытка соизмерить свое сегодняшнее сущест вование с вечностью. С самых первых страниц трилогии мы всту паем в зону трагического. Это естественно. История таит в себе не только столкновение идей, но и крушение судеб. Трагическое, как заряды электричества, пронизывает воздух истории. В повести «Дом, полный кошек» это мо розный воздух зимы двадцатого года. В воз духе тонут предсмертные слова тысяч лю дей; слова прозрения, предательства, разоча рования, ругань — все то, что сопровожда ло в пропасть остатки колчаковских армий. Эта дорога была талантливо и бесстрашно показана многими писателями, и, в частности, сибиряками В. Зазубриным и И. Гольдбер гом. Но она вновь изображена А. Шасти- ным. Изображена так, что ее не забудешь. Главному гефою, поручику Ковалеву, ка жется: ничего другого в его жизни и не бы ло, кроме этой дороги — «только снег, кровь, трупы вповалку и мороз, который умел ко вать мертвецов даже из тех, кто еще мог выжить». Тоскливое слово «конец» будет произнесе но многократно, пока не отчеканится страш ное: «Кончилась Россия». Обреченность здесь разлита в слове, пробивается даже в ритме фразы: «И заходило солнце, и покой ники протягивали вслед ему руки, и мрак простирался на землю, скрывая всех, кто еще жил». Обреченность есть и в поисках Ковалевым правды. Он открывает: никому не нужно то, что было для него святым,—доблесть, сла ва, жертвы; их некому теперь приносить и «нет во имя чего». Никому не нужно его прошлое. Оно кажется сном — давним и почти забытым: маленький родительский домик, стопки тетрадей по чистописанию, ко торые проверял отец, рояль, Шуберт и Чай ковский, шерстяное платье мамы — в нем она выглядела особенно красивой... Не правда ли, характер Ковалева знаком нашей прозе? Размышляя о Ковалеве, В. Оскоцкий совершенно точно напомнил: «...советская литература и у самых своих истоков не забывала разглядеть рядом с ге- роем-деятелем героя сомневающегося и мя тущегося, ошибающегося и расплачивающе гося за ошибки. Братья Турбины, Рощин, Григорий Мелехов всегда интересовали ее 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2