Сибирские огни, 1982, № 11
тых: первые пятилетки: песни времен граж данской; штурм Арктики; бои в Испании; тревожное предчувствие новой большой вой ны... Точно соответствовали "тому времени книги Аркадия Гайдара —с их ненарочитым пафосом, простой и ясной верой в победу красного знамени. Не знаю, признавался ли в том Шастин, но, по-моему, он много читал Гайдара, любил его негромкую и чистую прозу. Это, кстати, чувствовали и читатели первых сборников Шастина. Не зря, как за метил Марк Сергеев, молодой прозаик за кончил свою книгу «Треугольный парус» буквально на гайдаровской ноте: «Много отважных бойцов погибло в том бою, и был среди них рыжий трубач Мирош- ка. Нашли у него в кармане гимнастерки ку сок старого паруса, в который был завернут цветок алой гвоздики. Свежий, как будто Только что сорванный, хранил он запахи ле са и родной земли, а парус пах байкальским ветром, свежей рыбой, родиной, дороже ко торой нет ничего на свете». Можно заимствовать интонацию — нельзя заимствовать чувства: любовь, гнев, нена висть, доброту, без которых не бывает книг писателя. Тем более — детского. Анатолий Шастин был не подражателем — учеником Аркадия Гайдара. Это сложный вопрос — как и чему учить ся у предшественников? Бессмысленно пе ренимать стиль, не принимая миросозерца ния; всегда полезно задуматься о том, как и ради чего жил писатель в литературе. Гайдар «в своих книгах хотел подружить детей с жизнью, с миром, с людьми»,— пи сала когда-то Вера Смирнова об авторе «Школы». Эту цель ставил перед собой и Анатолий Шастин. Некоторые его произве дения родились из игры, точнее — подсказы вали игру, как в свое время это делала зна менитая книга «Тимур и его команда». В по вестях «Жили-были мальчишки», «Забытой тропой» герои стремятся к открытию «тайн мира», но вчерашние воины «отважного пле мени сойкиноков» увидят эти тайны в ре альном прошлом своего края, в реальных, совсем не простых человеческих отношениях. Неправда, что сказки не зависят от време ни. В своих сказках Шастин тоже шел за Гайдаром, но сколь красноречиво, например, такое сравнение! У автора «Военной тайны» добро и зло оказываются по разные сторо ны баррикад, так как существуют на свете красные и белые. У Шастина добро и зло борются друг с другом еще и потому, что на земле есть разное отношение к природе. Так появилась «Сказка о Яшке Красной Рубаш ке, его враге Гошке и острокрылых птицах ласточках». Живет в этой сказке маленький и отважный сын рыбака, утонувшего в шторм на Байкале. Это он, Яшка, первым из людей увидит самого повелителя ласточек и даже заслужит его благодарность. Это он вырастет потом большим, разведет в посел ке фруктовый сад, «каких еще не было в Сибири», И со всей страны будут приезжать к Яшке «люди посмотреть на чудесные пло ды, выращенные им». Книги Шастина как бы взрослели вместе с читателем; менялись и жанры: от сказок он шел к рассказам, повестям. И все важнее с каждым годом становилась для писателя мысль о самовоспитании, которое, в конце концов, и формирует личность. Кстати, та же мысль была дорога и Гайдару: то был нравственный стержень многих его книг. Но мысль эта никогда не умрет, никогда не по тускнеет, пока приходят в мир новые поко ления людей. Постоянно испытывают себя, примеряют свои характеры и силы к рево люции герои повести «Трое с' Нижней»: над ними дуют тревожные ветры двадцатых. В повести «Пять цветов августа» два сегод няшних подростка — мальчик и девочка —■ несколько дней одни идут по тайге — стра дают от голода, борются с опасным пре ступником, по-новому всматриваются друг в друга... «Надо ли писать о любви?» — иног да спрашивают авторы произведений для де тей. Шастин давно решил для себя этот воп рос: обойти любовь — обойти жизнь. В сво их книгах он умно и тонко говорит о пер вом чувстве, говорит даже не про саму лю бовь — про ее предощущение, светлое, вол нующее, памятливое... И все-таки Анатолий Шастин однажды ушел из детской литературы. Ушел, хотя несколько раз возвращался. Почему? Ему хотелось рисовать время не только в двух цветах, хотелось полутонов, бликов. Хотез лось прочитать драматические пометы вре мени на полях истории и в людских душах... III Есть произведения, которые оказываются поворотными в судьбе писателя. Анатолий Шастин выпустил немало книг. Я думаю, что ни об одной из них автор не пожалел, потому что никогда не писал в угоду времени, но всегда старался дать его портрет. Более или менее удачный — другое дело. По-своему важной для прозаика была повесть «Вербы цветут». Острый сюжет, ко торый мы встретим потом едва ли не во всех книгах А. Шастина, «помножен» здесь на нравственные поиски юной души, ее сомне ния: в чем подлинная вера человека? Читая новеллы «Леший», «Город в дожде», «Сенти ментальная история», видишь, как крепло психологическое мастерство писателя и все больше притягивали его вечные «тайны» че ловеческого сердца, Но книгой, с которой было связано окончательное творческое и гражданское самоопределение Анатолия Ша стина, стала повесть «...И сближаются годы». Ее естественно воспринимаешь сегодня в потоке произведений, появившихся после двадцатого съезда партии, стремившихся трезво осмыслить события недавнего нашего прошлого. В этой повести впервые И прозвуз чал диалог его героев со временем. Человек, возвратившийся в город йэно- сти после долгой разлуки, оглядывается на зад. И понимает: «Когда годы прожиты, они кажутся в тысячу раз короче, чем были на самом деле. И вся жизнь представляется по хожей на дальнюю дорогу. Такую, где вер стовыми столбами отмечены годы. Одних не разглядеть, и память о них стерлась. Зато другие видны четко. Когда думаешь о прой денном, они сближаются и становятся ря дом. Наверное, потому что они только в ко нечном итоге составляют жизнь...» Повесть Шастина и есть такой конспект прожитых лет. Здесь сказано о главном. Второстепенное словно бы осталось за скоб ками. Главный герой повести —Игнат Надеев. Командир отряда особого назначения. Наз 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2