Сибирские огни, 1982, № 11

наблюдательность, гражданское пристра­ стие к острым социальным, нравственным проблемам, умение найти разнообразное художественное воплощение им. Качества, чрезвычайно важные для успешной работы в горячем цехе литературы —цехе юмора и сатиры. Если уже зашла речь о новизне литера­ турного произведения, об исследователь­ ской его сути, то уместно завершить наш обзор обращением к книге Михаила Шан­ гина «С неба звездочка упала». Да, перед нами еще одна повесть о воен­ ном детстве. Достаточно назвать лишь не­ которых писателей-сибиряков, таких, как Г. Машкин, М. Малиновский, Н. Самохин, Дм. Сергеев, которые в последние годы об­ ращались к теме военного детства, чтобы убедиться, что повесть М. Шангина по своёй теме отнюдь не сверкает новизной. Главным достоинством повести «С неба звездочка упала» представляется как раз ярко выраженное авторское стремление понять людей, разобраться в мотивах их поступков, взглянуть на их жизнь как бы изнутри, с очень близкого расстояния и вместе с этим проникнуться пониманием каких-то очень важных проблем сегодняш­ него дня, когда с момента изображаемого прошло почти четыре десятилетия. «Как понять людей?». Этот вопрос, пол­ ный недоумения и мальчишеской наивности, невольно как-то срывается с уст двенадца­ тилетнего героя повести, когда ему стано­ вится понятно, почему еще до войны «пол­ нехонька деревня старух, а стариков совсем мало». М. Шангин, как правило, в своем пове­ ствовании избегает прямого публицистиче­ ского вмешательства. Лишь изредка на страницы повести выплескиваются раз­ думья, относящиеся к цго сегодняшнему мироощущению. Так, звездопад у автора вызывает прямые ассоциации с далеким детством. «Не так ли и детство наше остается в памяти на всю жизнь таким же ярким воспоминанием, как след упавшей звездочки... И думаю, не прав тот, кто жа­ луется (из моего поколения),- что детство у него было тяжелым... Не может быть дет­ ство тяжелым. Трудным—да. И все рав­ но всегда интересным. И, может быть, чем труднее оно было, тем интереснее, тем бо­ лее яркий след оставило в памяти. Вот как и эти падающие звездочки: чем темнее по­ лог неба, тем ярче они сгорают...». Картины военного детства увидены гла­ зами подростка, непосредственного участни­ ка той жизни, и лишь тонкая сегодняшняя авторская ирония порою вносит корректи­ вы в детское восприятие очень сложных и трудных проблем- военного тылового бытия, вопросы, вроде классического, как «объять необъятное», и если бы такой вопрос стоял тогда на повестке дня, его бы, поднатужив­ шись, решили...». Вслед за героем повести читатель неволь­ но проникается мыслью о степенном воз­ расте тех, кто окружает мальчишку. Недо­ сягаемо солидным представляется бригадир Цунай, первый фронтовик, вернувшийся в село инвалидом; трудолюбивые .сестры Физ- ка и Лизка; конюх Таня Гордеева; пахарь тетя Оля... Казалось бы, в повести М. Шангина на­ ходят отражение события локального харак­ тера: сибирское глухое село в один воен­ ный год. Но лучшие страницы повести ока­ зываются в русле сегодняшнего литератур­ ного процесса. Произведение М. Шангина исследует характер человеческого сознания, особенности его становления и движения. Именно с этим связано стремление многих наших писателей оглянуться-назад, к исто­ кам, попытаться увидеть сегодняшний день, его героя в широкой исторической перспек­ тиве. Многое, очень многое смог увидеть автор повести «С неба звездочка упала», внима­ тельно всмотревшись лишь в один военный год жизни сибирского села и его обитате­ лей. Золотой запас наблюдений, однако, да­ леко не израсходован: полагаю, что и у Ми­ хаила Шангина главное слово еще впереди. Итак, первые весьма обнадеживающие встречи со своими читателями состоялись у трех начинающих авторов уже в первые полтора года работы Омского издательства. Очень разные это авторы, и работают они в разных жанрах. И все-таки во многом и В. Игнатенко, и А. Декельбаума, и М. Шангина отлицает страстное стремление заглянуть поглубже в душевный мир наше­ го современника-труженика, исследовать истоки его характера, разобраться в причи­ нах бытования в социалистической действи­ тельности тех или иных порочных явлений, тормозящих поступательное движение на­ шего общества, активно воздействовать на нравственное становление личности, ее гражданской зрелости. И этим самым книги названных авторов оказываются в фарвате­ ре идейно-художественных поисков совре­ менного литературного процесса. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2