Сибирские огни, 1982, № 11

дню, если человек потеряется, если утратит нечто важное, изверится, сдаст свою актив­ ную жизненную позицию, И в этом слышен серьезный сигнал нашему обществу. Автор совершенно определенно утвержда­ ет, что мет страшнее опасности, как утрата принципиальной позиции, Бесхребетность довольно резко высмеивается в рассказе «Простаки». Федоров и Климов прошли вой­ ну с японцами, ничем не запятнали себя за многолетнюю работу на производстве. Те­ перь вот под силу им служба только в Рем- быттехнике. Привычными как-то незаметно для них становятся приписки. Не обошлось, однако. В газету попал один из друзей: «А я ведь ничего особенного не вытворял: действовал, как все. Я ведь совсем не наг­ лый, .не загребущий... Но ведь если от ос­ тальных отставать, то опять же над тобой смеяться будут». В другой раз Климов даже занижает рас­ ценки. Но и это не понятно, смешно. И не столько смешно, сколько печально, что нет у иных людей стержня. Потому-то и гос­ подствует над этими страницами горько­ ироническая улыбка автора. В других случаях улыбка эта обретает еще более резкие формы, как, скажем, в рассказе «Щукин на перепутье» и тем бо­ лее — в рассказе «Соблазнил». Даже ком­ позиционно сборник построен так, что дви­ жение от мягкой улыбки до жестковатого юмора мы хорошо ощущаем. Далее, однако, преобладающее звучание приобретает вновь юмор с грустью, сочувствующая и печальная улыбка автора опять становится главной в рассказах «Философ из Усовки» и «Перед отпуском». Как легко, кажется, понять и почувство­ вать невинные чудачества школьного завхо­ за Сомова! Записывает он в толстую тет­ радь всякие мысли. Нет, никаких новых философских систем он не открывает, но за­ думывается над окружающим: «Почему это Спинозы и Львы Толстые размышляли над вопросами жизни и смерти, а мы так креп­ ко застряли на пищеварении?». А в резуль­ тате даже близкие ему люди полагают: «Ты нежелательный в природе элемент... хо­ дишь — нос в облаках». Из университета, куда решился-таки Со­ мов послать свои записи, ответ пришел скоро, автора поздравляли с изобретением очередного велосипеда. Быть может, подобные персонажи чем-то напоминают чудиков Шукшина. Но есть и разница между ними — они как-то тише, спокойнее, что ли, переживают непонимание окружающих. Однако это совсем не значит, что конфликт обходится, меньшими нравст­ венными потерями. В рассказе «Встреча» речь идет о том, как через много лет происходит встреча сына и бросившего его в детстве отца. Но не смог писатель в этом рассказе подняться выше мелодраматизма, В иных сценах рассказа «Старательный брательник», в частности в эпизодах, когда на солидном заводе целую неделю работает один человек вместо дру­ гого и для всех это остается секретом, ощутима надуманность, неестественность. А это в свою очередь подрывает читатель­ скую веру в точность характеров и основ­ ных конфликтов, в психологическую выве- ренность. Да, обнаруживается иной раз и такое в рассказах В. Игнатенко. Но определяющим, основным в большинстве его произведений является как раз глубинное внимание к че- ловеку-труженику. «Душ золотые россыпи» находит на этом пути молодой писатель, достойно представляя одну из центральных и важнейших тенденций литературы социа­ листического реализма сегодняшнего дня. В полный голос об этой плодотворной тен­ денции говорилось на XXVI съезде КПСС: «Не могло не отозваться в современном искусстве и растущее внимание нашего об­ щества к вопросам морали. Человеческие отношения на производстве и в быту, слож­ ный внутренний мир -личности, ее место на нашей неспокойной планете — все это не­ исчерпаемая область художественных пои­ сков» >. Отрадно, что первый шаг по пути этих нелегких художественных поисков столь уверенно сделал В. Игнатенко в недавно изданной первой своей книге. В сущности, не менее, а, может быть, и более трудными путями художественных поисков идет и другой молодой автор — А. Декельбаум в своей первой книге юмо­ ристических рассказов «По законам сохра­ нения». Ведь цех юмора и сатиры недаром называют горячим цехом. В те считанные осенние дни, когда сбор­ ник «По законам сохранения» можно было еще приобрести в книжных магазинах Ом­ ска, издание это в светло-желтой обложке с броскими, выразительными иллюстрация­ ми художника Б. В. Тржемецкого нет-нет да мелькало в руках горожан в троллейбу­ сах, трамваях и электричках, на вокзалах и в аэропорту. Книгу читали, и только по­ том она попадала на полки домашних книжных собраний. Право, не у всякого из­ дания сегодня такая счастливая судьба. Что греха таить, книжный бум не то же са­ мое, что бум читательский. Об острых нравственных и социальных проблемах и сбоях нашего бытия повеству­ ет книжка юмористических ірасскааошА.Де- кельбаума. Она зло высмеивает такие явле­ нии, как корыстолюбие, бюрократизм, лице­ мерие, лихоимство. Думаю, читатель не пройдет мимо расска­ зов «Тенденция», «О неосознанных симпа­ тиях», «Втулки», «Этот долгий, долгий день...», «По законам сохранения», «Чело­ век на столбе», «Правильно я говорю?», «Обида», «Хороший признак», «Вечный дви­ гатель» и некоторых других именно потому, что он» затрагивают актуальные и значимые проблемы действительности. А кому интере­ сен- пустячок, не нужный и ИИ для кого ни в какой мере не опасный? Менее страницы занимает, например, рас­ сказ «Вечный двигатель», но о многом за­ ставляет задуматься. Какие только гонения ни претерпевали изобретатели вечного двигателя? И на кострах их жгли, и голо­ вы рубили, и сумасшедшими нарекали, и вы­ смеивали едко. «Правнук изобретателя плю­ нул на все и открыл собственную торговлю. Праправнук изобретателя разбогател. Прапраправеук изобретателя стал сам потихоньку гонять слишком беспокойных изобретателей...» Право, как не задуматься читателю над1 1Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиз­ дат, 1981, с. 62. 147 10 '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2