Сибирские огни, 1982, № 11
дню, если человек потеряется, если утратит нечто важное, изверится, сдаст свою актив ную жизненную позицию, И в этом слышен серьезный сигнал нашему обществу. Автор совершенно определенно утвержда ет, что мет страшнее опасности, как утрата принципиальной позиции, Бесхребетность довольно резко высмеивается в рассказе «Простаки». Федоров и Климов прошли вой ну с японцами, ничем не запятнали себя за многолетнюю работу на производстве. Те перь вот под силу им служба только в Рем- быттехнике. Привычными как-то незаметно для них становятся приписки. Не обошлось, однако. В газету попал один из друзей: «А я ведь ничего особенного не вытворял: действовал, как все. Я ведь совсем не наг лый, .не загребущий... Но ведь если от ос тальных отставать, то опять же над тобой смеяться будут». В другой раз Климов даже занижает рас ценки. Но и это не понятно, смешно. И не столько смешно, сколько печально, что нет у иных людей стержня. Потому-то и гос подствует над этими страницами горько ироническая улыбка автора. В других случаях улыбка эта обретает еще более резкие формы, как, скажем, в рассказе «Щукин на перепутье» и тем бо лее — в рассказе «Соблазнил». Даже ком позиционно сборник построен так, что дви жение от мягкой улыбки до жестковатого юмора мы хорошо ощущаем. Далее, однако, преобладающее звучание приобретает вновь юмор с грустью, сочувствующая и печальная улыбка автора опять становится главной в рассказах «Философ из Усовки» и «Перед отпуском». Как легко, кажется, понять и почувство вать невинные чудачества школьного завхо за Сомова! Записывает он в толстую тет радь всякие мысли. Нет, никаких новых философских систем он не открывает, но за думывается над окружающим: «Почему это Спинозы и Львы Толстые размышляли над вопросами жизни и смерти, а мы так креп ко застряли на пищеварении?». А в резуль тате даже близкие ему люди полагают: «Ты нежелательный в природе элемент... хо дишь — нос в облаках». Из университета, куда решился-таки Со мов послать свои записи, ответ пришел скоро, автора поздравляли с изобретением очередного велосипеда. Быть может, подобные персонажи чем-то напоминают чудиков Шукшина. Но есть и разница между ними — они как-то тише, спокойнее, что ли, переживают непонимание окружающих. Однако это совсем не значит, что конфликт обходится, меньшими нравст венными потерями. В рассказе «Встреча» речь идет о том, как через много лет происходит встреча сына и бросившего его в детстве отца. Но не смог писатель в этом рассказе подняться выше мелодраматизма, В иных сценах рассказа «Старательный брательник», в частности в эпизодах, когда на солидном заводе целую неделю работает один человек вместо дру гого и для всех это остается секретом, ощутима надуманность, неестественность. А это в свою очередь подрывает читатель скую веру в точность характеров и основ ных конфликтов, в психологическую выве- ренность. Да, обнаруживается иной раз и такое в рассказах В. Игнатенко. Но определяющим, основным в большинстве его произведений является как раз глубинное внимание к че- ловеку-труженику. «Душ золотые россыпи» находит на этом пути молодой писатель, достойно представляя одну из центральных и важнейших тенденций литературы социа листического реализма сегодняшнего дня. В полный голос об этой плодотворной тен денции говорилось на XXVI съезде КПСС: «Не могло не отозваться в современном искусстве и растущее внимание нашего об щества к вопросам морали. Человеческие отношения на производстве и в быту, слож ный внутренний мир -личности, ее место на нашей неспокойной планете — все это не исчерпаемая область художественных пои сков» >. Отрадно, что первый шаг по пути этих нелегких художественных поисков столь уверенно сделал В. Игнатенко в недавно изданной первой своей книге. В сущности, не менее, а, может быть, и более трудными путями художественных поисков идет и другой молодой автор — А. Декельбаум в своей первой книге юмо ристических рассказов «По законам сохра нения». Ведь цех юмора и сатиры недаром называют горячим цехом. В те считанные осенние дни, когда сбор ник «По законам сохранения» можно было еще приобрести в книжных магазинах Ом ска, издание это в светло-желтой обложке с броскими, выразительными иллюстрация ми художника Б. В. Тржемецкого нет-нет да мелькало в руках горожан в троллейбу сах, трамваях и электричках, на вокзалах и в аэропорту. Книгу читали, и только по том она попадала на полки домашних книжных собраний. Право, не у всякого из дания сегодня такая счастливая судьба. Что греха таить, книжный бум не то же са мое, что бум читательский. Об острых нравственных и социальных проблемах и сбоях нашего бытия повеству ет книжка юмористических ірасскааошА.Де- кельбаума. Она зло высмеивает такие явле нии, как корыстолюбие, бюрократизм, лице мерие, лихоимство. Думаю, читатель не пройдет мимо расска зов «Тенденция», «О неосознанных симпа тиях», «Втулки», «Этот долгий, долгий день...», «По законам сохранения», «Чело век на столбе», «Правильно я говорю?», «Обида», «Хороший признак», «Вечный дви гатель» и некоторых других именно потому, что он» затрагивают актуальные и значимые проблемы действительности. А кому интере сен- пустячок, не нужный и ИИ для кого ни в какой мере не опасный? Менее страницы занимает, например, рас сказ «Вечный двигатель», но о многом за ставляет задуматься. Какие только гонения ни претерпевали изобретатели вечного двигателя? И на кострах их жгли, и голо вы рубили, и сумасшедшими нарекали, и вы смеивали едко. «Правнук изобретателя плю нул на все и открыл собственную торговлю. Праправнук изобретателя разбогател. Прапраправеук изобретателя стал сам потихоньку гонять слишком беспокойных изобретателей...» Право, как не задуматься читателю над1 1Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиз дат, 1981, с. 62. 147 10 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2