Сибирские огни, 1982, № 11
большей мере отражать важнейшие тенден ции современного литературного процесса. В названном сборнике можно лишь в неко торых произведениях расслышать какую-ли бо тенденцию литературы сегодняшнего дня, скажем, той, о которой недавно А. Бо чаров писал на страницах газеты «Правда»: «Взаимодействие, взаимоналожение в ли тературе личной и общественной, бытовой и деловой сфер жизни подчас выявляет та кие свойства характера, которые не ощути мы при раздельном, изолированном изобра жении этих сфер» Правда, среди изданных Омским изда тельством отдельных книг молодых авторов результаты такого «взаимодействия, взаи- моналожения» разных сфер человеческой жизни проявляются значительно лучше, полнее и результативнее. И здесь хбтелось ібы прежде всего назвать книгу рассказов В. Игнатенко «Удачный сезон». Мне впервые довелось познакомиться с творчеством Вадима Игнатенко только в момент появления его книги. Приятным и радостным оказалось это знакомство. Не так уж часто случается, что о первой книге можно без особых оговорок вести речь в та ком ключе. Один из наставников В. Игнатенко, из вестный советский писатель Георгий Семе нов, в кратком, но емком вступлении к кни ге характеризует его как скромного, очень требовательного к себе и своему творчеству человека, владеющего «большой культурой письма, прекрасным литературным вкусом и чувством меры». Это очень много для на чала. Как же все это проявляется в тринадцати рассказах, собранных под одной обложкой? Рассказы эти о рабочих людях. Знает пи сатель этих людей, любит их, понимает прекрасно их мысли, чувства, стремления. Но при этом он далек от плоскостного их изображения, от слащавой идеализации. Тонкая наблюдательность, добрая, порою грустная авторская улыбка делают значи тельными и весомыми самые обыденные и простые ситуации, в которых живут, дейст вуют и размышляют герои В. Игнатенко. Но в том-то и дело, что автор отнюдь не погружается полностью в быт, он умеет объединить разные сферы и высечь из этого искру большой нравственной силы. Самоотверженным человеком считает себя Попов, прибывший на стройку с одной целью — заработать тысячу (рассказ «Удач ный сезон»). Работает он как одержимый, подбирает себе достойного напарника в комнату общежития. Классов немного у не го за спиной, но «жил в нем проповедник», стремился и других в свою веру обратить, А вот как-то невольно получалось, что встречи с самыми различными людьми в чем-то расшатывали его слепую веру в ко пейку. Не торопится автор с перековкой Попова, хотя читателю ясно: как-то по- другому будет жить герой, Саня Расейкин («На круги своя») соб рался на Север, покинув свой родной сов хоз из чувства обиды — не дали давно обе щанную квартиру. Но уже в областном центре, на автовокзале, подводит его довер чивость: украли документы и деньги. «Вы ходит, бумажник спер Алексей, больше не-1 1 Правда, 1981, 20 октября. 14Б кому. Однако Саня никак не хотел поверить в это. Такой душевный человек, так внима тельно слушал... Может, взял бумажник, чтобы купить вторую бутылку вина?» Нашелся вскоре сочувствующий горю — некто Гамлет, сколачивающий дикую бригаду. Сане непонятны и действия, и размышления Гамлета, но читатель-то сразу узнает этого персонажа, разуме ется, не только по восточному акцен ту. «Это мне-то, в гостиницу? — с сомнени ем покачал головой Саня.— Меня не пу стят. Да я сроду туда и не пойду. Лучше на вокзале или на улице заночую... — Совсем отсталый,— определил Гам лет.— В гостинице очень хорошо. Душ при мешь, чистенький в постель ляжешь, теле фон на грудь возьмешь и звони, куда хочешь. — Дак куда звотшть-то? — Зачем глупый вопрос задаешь?.. Дэ- вушке звони, домой звони. — А дома откуда телефон? — Саня за смеялся. — Э, значит, в твоей семье все отсталые». Вернулся-таки на круги своя Саня: иные у него принципы Жіизни, иной мир его при влекает. Здесь и проявить свое «я» в тру дах и заботах привычных ему легче. Он остается самим собой в родном ему совхд- зе, и окружающие его люди отнюдь не счи тают Саню отсталым. Объединение разных сфер человечеокой жизни чаще всего приводит автора к столк новению несовместимых характеров, жиз ненных ситуаций, что в свою очередь ведет к внимательному исследованию, психологи ческому изучению их. Именно таков сюжет рассказа «Конкуренты», где действует два персонажа, психология которых не может совместиться. Скороходов весь на людях и для людей, все его думы о том, как помочь сыну ли, дочери или внуку. Не имеет он, да и не ждет от этого никакой выгоды. Разве что в день рождения дети навезут множест во старых ненужных вещей. Он и этому рад —не забывают. Словом, за долгие го; ды богатством не оброс, но живет достойно! Жаль ему искренне своего нового знакомо го Мирона, который признается: «Я с деть ми перессорился. Они мне через суд день ги пошлют — без приветов». Но не может понять этого Мирон: «Это ты-то, в драном полушубке, и меня жалеть? — крикнул и захохотал». Несовместимость жизненных позиций по лучает чаще всего ярко выраженный соци альный смысл, а в рассказе «Прогресс на опрокидке» подобный конфликт приобрета ет значительно более драматическую окрас ку. Собрался машинист Никитин в отпуск, но прежде надо подучить молодого безала берного парня Гошу. Безответственность Гоши в конце концов заставила автомати зировать этот участок. Горд этим Гоша: «Я полезнее вас оказался. Я мысль ихнюю пробудил». Драмой отозвалось все это в душе Ники тина: «Все умирают, выполнив свою зада чу, таков уж порядок в природе. И человек, видно, не исключение...». Умер вскоре Ники тин. И последние строки рассказа как будто подтверждают невеселые мысли старого ра бочего: «Во-втором ряду с маленькой изящ ной трубой шел Гоша. Он вел мелодию...». Да, такие, как Гоша, могут повести мело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2