Сибирские огни, 1982, № 11
кельбаума «По законам сохранения» (1981), Вадима Игнатенко «Удачный сезон» (1982) и, наконец,— повесть М. Шангина «С неба звездочка упала» (1982). Есть, очевидно, резон начать наш разго вор с книги «Старт», представляющей со бой сборник произведений молодых литера торов. Первое слово всегда важно, к тому же это своеобразная заявка на будущее. Прежде всего нельзя не коснуться вопро са, поставленного уже в подзаголовке сбор ника. Понятие «молодые литераторы» для многих из участников сборника весьма ус ловно. Среди них немало таких, за плечами которых отдельно изданные книги, публи кации в толстых литературно-художествен ных журналах, неоднократное участие во всесоюзных совещаниях мцлодых писате'лей, не говоря уже о зональных и областных. Да и возраст некоторых из участников кни ги, можно сказать, весьма почтенный, ибо он нередко приближается к сорока годам, а то и этот рубеж превышает. Но дело не только и не столько, разумеется, в возрасте. В такой книге читатель надеется узнать но вые имена, досель ему неизвестные; а ведь почти все авторы произведений, заслужи вающих внимания, хорошо знакомы читате лю, во всяком случае сибирскому, и омско му, в частности. В разделе «Проза», конечно же, привле чет внимание читателя отрывок из интерес ной повести Михаила Шангина «С неба звездочка упала», ранее опубликованной в журнале «Сибирские огни». Об этом про изведении разговор впереди. Драматических и очень сложных поворо тов судьбы типографского рабочего Бухова касается и Н. Березовский в рассказе «Сын пришел», находя при этом лаконичные, но достаточно выразительные средства харак теристики своего героя. Но ведь и этот ав тор не раз публиковалсй на страницах си бирских и центральных изданий. В поэтическом разделе сборника привле кут читателя задумчивые лирические раз мышления о судьбах человеческих стихи Валерия Иванова, Евгении Кордзахия, из вестных* по более ранним публикациям. В стихах Н. Трегубова, автора двух поэти ческих книг, народно-поэтическая стихия обретает весьма своеобразное выражение. Многие строки его стихов прямо-таки свер кают веселостью и озорством, слова будто в хоровод объединяются. Праздник Зимушки-зимыІ Обувай скорей пимы да на горку, да в салазки, пусть уносят прямо в сказки. Далее поэт действительно разворачивает картинки таких сказочно-народных сцен зи мушки-зимы. В стихах Владимира Новикова, как и в первой его поэтической книжке, многое оп ределено профессией художника. Часто в стихах возникают картины, слова обретают предметность и цвет, как в живописи. Теп ло товарищесдой, дружеской руки будто ощущаешь, когда читаешь стихи Николая Разумова. Но ведь и его стихи появлялись в самых различных изданиях. Разумеется, найдет читатель в сборнике ивнекоторые незнакомые ему имена. Обра щают на себя внимание рассказы Аллы Куз нецовой. Обыденны и непритязательны буд то бы герои ее рассказа «Архип», однако есть здесь выход в серьезные жизненные и — даже порою — философские сферы: как надо жить, чтобы душа человеческая оста валась живой? Невелик рассказ, и слов немного произно сит один из героев, а вот удается- автору схватить тип легко и бездумно идущего по жизни молодого человека по имени Сенька. «Сорвался, пропал — словно его и не было». Так и по жизни он идет, словно на мотоцик ле носится. А ведь человек «не может зазря жить», «не дадено ему такого права». Это уже думы Архипа, далекого от Сенькиног'о скольжения по верхам жизни. Любуется своим героем Александр Гор деев в рассказе «Печник Трофимыч», ощу щает, конечно же, поэзию, радость труда, творчества и читатель. Постигает секреты «производственной» прозы в своих расска зах Юрий Виськин. Постигает в том смыс ле, что отнюдь не склонен отделять произ водство от внутренней духовной жизни че ловека. Словом, есть в книге молодых и прозаи ческие, и поэтические произведения, кото рые .привлекут читателя, есть и такие, кото рые внушают надежды на будущие достиже ния их авторов. Но есть, к сожалению, и откровенно слабые стихи и проза. Многие вещи написаны как будто бы достаточно умело, со знанием азов писательского ремес ла, но не хватает им часто живой души, значительности, мысли, знаков своего вре мени, органической связи с ним. Скажем, в стихах Бориса Олекичева, как и в стихах Н. Трегубова, прежде всего ощущается фольклорная основа. Однако здесь -народио- прэтические мотивы и образы только эк сплуатируются, они не обретают сугубо ин дивидуальной окраски, а потому иной раз воспринимаются как штамп, банальность, а то и как прямое подражательство поэтам, работавшим в русле народно-поэтической стихии. Да и в прозе нередко отмечаешь, что слу чай какой-то описан неплохо, а в итоге кар тина все-таки оказывается замкнутой, за ключенной в жесткие рамки. Не получает такая картина выхода в широкие просторы жизни. Упрек этот можно Обратить к боль шинству рассказов сборника. Бросается в глаза при знакомстве с новой книгой и ее жанровое однообразие. Два раз дела — проза и поэзия — представлены очерком, рассказами и лирическими стихот ворениями. Очевидно, целесообразней издавать сбор ники, где могли бы быть представлены и критические жанры,- и краеведческие литера турные исследования. Здесь были бы умест ны краткие характеристики-портреты неко торых авторов. А материалы молодых литераторов могли бы сопровождаться не сухими сведениями о них, а беседами с ни ми, небольшими в-водками тех, кто рекомен довал произведение к печати. Словом, само появление сборника моло дых — событие, которое можно лишь при ветствовать. Но очевидно, и то, что над со держанием таких книг нужно значительно больше работать, проявлять большую тре бовательность к публикуемому. Сборники такие должны давать более объемное пред ставление о литературной жизни города и области. Но они должны и в значительно 145 10 Сибирские огни Кв П
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2