Сибирские огни, 1982, № 11

кельбаума «По законам сохранения» (1981), Вадима Игнатенко «Удачный сезон» (1982) и, наконец,— повесть М. Шангина «С неба звездочка упала» (1982). Есть, очевидно, резон начать наш разго­ вор с книги «Старт», представляющей со­ бой сборник произведений молодых литера­ торов. Первое слово всегда важно, к тому же это своеобразная заявка на будущее. Прежде всего нельзя не коснуться вопро­ са, поставленного уже в подзаголовке сбор­ ника. Понятие «молодые литераторы» для многих из участников сборника весьма ус­ ловно. Среди них немало таких, за плечами которых отдельно изданные книги, публи­ кации в толстых литературно-художествен­ ных журналах, неоднократное участие во всесоюзных совещаниях мцлодых писате'лей, не говоря уже о зональных и областных. Да и возраст некоторых из участников кни­ ги, можно сказать, весьма почтенный, ибо он нередко приближается к сорока годам, а то и этот рубеж превышает. Но дело не только и не столько, разумеется, в возрасте. В такой книге читатель надеется узнать но­ вые имена, досель ему неизвестные; а ведь почти все авторы произведений, заслужи­ вающих внимания, хорошо знакомы читате­ лю, во всяком случае сибирскому, и омско­ му, в частности. В разделе «Проза», конечно же, привле­ чет внимание читателя отрывок из интерес­ ной повести Михаила Шангина «С неба звездочка упала», ранее опубликованной в журнале «Сибирские огни». Об этом про­ изведении разговор впереди. Драматических и очень сложных поворо­ тов судьбы типографского рабочего Бухова касается и Н. Березовский в рассказе «Сын пришел», находя при этом лаконичные, но достаточно выразительные средства харак­ теристики своего героя. Но ведь и этот ав­ тор не раз публиковалсй на страницах си­ бирских и центральных изданий. В поэтическом разделе сборника привле­ кут читателя задумчивые лирические раз­ мышления о судьбах человеческих стихи Валерия Иванова, Евгении Кордзахия, из­ вестных* по более ранним публикациям. В стихах Н. Трегубова, автора двух поэти­ ческих книг, народно-поэтическая стихия обретает весьма своеобразное выражение. Многие строки его стихов прямо-таки свер­ кают веселостью и озорством, слова будто в хоровод объединяются. Праздник Зимушки-зимыІ Обувай скорей пимы да на горку, да в салазки, пусть уносят прямо в сказки. Далее поэт действительно разворачивает картинки таких сказочно-народных сцен зи­ мушки-зимы. В стихах Владимира Новикова, как и в первой его поэтической книжке, многое оп­ ределено профессией художника. Часто в стихах возникают картины, слова обретают предметность и цвет, как в живописи. Теп­ ло товарищесдой, дружеской руки будто ощущаешь, когда читаешь стихи Николая Разумова. Но ведь и его стихи появлялись в самых различных изданиях. Разумеется, найдет читатель в сборнике ивнекоторые незнакомые ему имена. Обра­ щают на себя внимание рассказы Аллы Куз­ нецовой. Обыденны и непритязательны буд­ то бы герои ее рассказа «Архип», однако есть здесь выход в серьезные жизненные и — даже порою — философские сферы: как надо жить, чтобы душа человеческая оста­ валась живой? Невелик рассказ, и слов немного произно­ сит один из героев, а вот удается- автору схватить тип легко и бездумно идущего по жизни молодого человека по имени Сенька. «Сорвался, пропал — словно его и не было». Так и по жизни он идет, словно на мотоцик­ ле носится. А ведь человек «не может зазря жить», «не дадено ему такого права». Это уже думы Архипа, далекого от Сенькиног'о скольжения по верхам жизни. Любуется своим героем Александр Гор­ деев в рассказе «Печник Трофимыч», ощу­ щает, конечно же, поэзию, радость труда, творчества и читатель. Постигает секреты «производственной» прозы в своих расска­ зах Юрий Виськин. Постигает в том смыс­ ле, что отнюдь не склонен отделять произ­ водство от внутренней духовной жизни че­ ловека. Словом, есть в книге молодых и прозаи­ ческие, и поэтические произведения, кото­ рые .привлекут читателя, есть и такие, кото­ рые внушают надежды на будущие достиже­ ния их авторов. Но есть, к сожалению, и откровенно слабые стихи и проза. Многие вещи написаны как будто бы достаточно умело, со знанием азов писательского ремес­ ла, но не хватает им часто живой души, значительности, мысли, знаков своего вре­ мени, органической связи с ним. Скажем, в стихах Бориса Олекичева, как и в стихах Н. Трегубова, прежде всего ощущается фольклорная основа. Однако здесь -народио- прэтические мотивы и образы только эк­ сплуатируются, они не обретают сугубо ин­ дивидуальной окраски, а потому иной раз воспринимаются как штамп, банальность, а то и как прямое подражательство поэтам, работавшим в русле народно-поэтической стихии. Да и в прозе нередко отмечаешь, что слу­ чай какой-то описан неплохо, а в итоге кар­ тина все-таки оказывается замкнутой, за­ ключенной в жесткие рамки. Не получает такая картина выхода в широкие просторы жизни. Упрек этот можно Обратить к боль­ шинству рассказов сборника. Бросается в глаза при знакомстве с новой книгой и ее жанровое однообразие. Два раз­ дела — проза и поэзия — представлены очерком, рассказами и лирическими стихот­ ворениями. Очевидно, целесообразней издавать сбор­ ники, где могли бы быть представлены и критические жанры,- и краеведческие литера­ турные исследования. Здесь были бы умест­ ны краткие характеристики-портреты неко­ торых авторов. А материалы молодых литераторов могли бы сопровождаться не сухими сведениями о них, а беседами с ни­ ми, небольшими в-водками тех, кто рекомен­ довал произведение к печати. Словом, само появление сборника моло­ дых — событие, которое можно лишь при­ ветствовать. Но очевидно, и то, что над со­ держанием таких книг нужно значительно больше работать, проявлять большую тре­ бовательность к публикуемому. Сборники такие должны давать более объемное пред­ ставление о литературной жизни города и области. Но они должны и в значительно 145 10 Сибирские огни Кв П

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2