Сибирские огни, 1982, № 11

Вот и развязка, к которой так стремился стихотворец. Здесь слышится интонация не трагедии («надо же, глухонемой»), а Той самой -сплетни, чьи законы отрицают ду­ ховность, точность слова, правду. И во всем этом есть своя грустная механика, на ко­ торую обратил внимание еще Платон: «По­ дражательный поэт по своей природе не имеет отношения к разумному началу души и не для удовлетворения укрепляет свое' искусство, когда хочет достичь успеха у толпы. Он обращается к негодующему и переменчивому нраву, который хорошо под­ дается воспроизведению». Мы могли бы прочитать другое стихотво­ рение, иного стихотворца — москвича или хабаровчанина --- в данном случае меня ин­ тересовала жизнь сюжетного стихотворения на провинциальном театре нашей поэзии. На мой взгляд, судьба его плачевна; стихо- . творцы, причислившие себя к служителям чистого искусства, бегут сюжета, стихот­ ворцы, мнящие себя служителями широкого читателя, прибегают к нему чаще, чем это­ го требует их' бытие,— кажущаяся легкость сюжетного стихотворения оборачивается облегченностью, примитивом, неправдой. Но оставив в покое сюжет — прислушаемся к лирическим откровениям поэтической про­ винции. Лирическое стихотворение всегда было поверкой творческих сил каждого худож­ ника — собственно, оно и определяет про­ писку стихотворца — облака Олимпа или пыльная трава околицы. Увы, провинциальный стихотворец на­ всегда прикован к траве околицы —если и парит он, то, как правило, на высоте, уста­ новленной сложившейся на сегодняшний день ситуацией, которая определяется мо­ дой, требованиями официальной критики, запросами среднего читателя (средний чи­ татель всегда равняет свои запросы по той продукции, которая ближе общепринятому тону). Вот пример непрекрытого поэтического провинциализма, повествующего о силе любви: Она всесильна. Она всевластна, Она бездонна, К ак небосвод. Она штормит, Она опасна. Она как море, Что в скалы бьет. Несмотря на то, что строки сии принадле­ жат широко известному столичному поэту, беру на себя смелость утверждать, что не­ которые из стихотворцев, живущих в глу­ бинке, более изысканны. Для доказательст­ ва выпишу одно из стихотворений уважае­ мого иркутянина: Я помню, как ты шла в слезах, тропа кончалась. Качался лес. В твоих глазах тоска качалась. Смешалось небо с молоком — бело и сине... К ак прикасалась ты тайком щекой к осине! К ак сосны за руки брала — совсем малышки, как в родниковы зеркала бросала шишки. Шла по рассвету босиком, по стылой стыни. Смешалось небо с молоком — бело и сине... Бело и сине. И беда, и мир расколот: беда —она не лебеда, не сваришь в голод и не раздвинешь, как тальник, как цвет, не скосишь, сосновой шишкою в родник ее не бросишь. Ты шла по лесу наугад, сминала хвою... Как я навечно виноват перед тобою! Меня смущает та интонационная легкость, с какой наш автор идет к малоприятному для него заключению — «Как я навечно ви­ новат перед тобою». Здесь коробит излиш­ не возвышенное «навечно», но, перечитывая стихотворение, начинаешь понимать, что сей театральный, по сути ничего не знача­ щий, жест был подготовлен легковесностью предыдущих строк и строф. В слезах лю­ бимая, причем слезы ее вызваны не обык­ новенным капризом — их виновник ничем не оправдывается. Но с каким умилением, с какой неторопливостью следит он за плачу­ щей женщиной, провожая ее взглядом ба­ летомана от осины к соснам! Как плавно течет строка, как ровно стучит сердце, ка­ кое банальное и косноязычное утешение приготовил он для обиженной им женщи­ ны — «Беда — она не лебеда, не сваришь в голод»! Прочитаешь такое и долго успокаиваешь себя: наверное, автор не столь равнодушный человек, каким выглядит в этом стихотворе­ нии, К любимой женщине он не станет от­ носиться столь холодно — просто... Про­ сто автору захотелось написать стихотво­ рение о любви, в данном случае о любви трудной, вот он и постарался — украсил строку «стылой стынью», смешал небо с мо­ локом, разложил на земле «родниковые зер­ кала», набросал в них сосновых шишек. О том, что на поверхности, позаботил­ ся на славу, а вот о главном — душе — позабыл. Прав БаратьТнский: «Коснешься облака нетрепетной рукою — исчезнет»... А дальне­ восточник Леонид Андреев не случайно на­ помнил: Пусть в сочетаниях простых Не будет позы или жеста. Ведь каждый настоящий стих — Сплав совести и совершенства. И Р. Винонен об этом же: «потеря нрав­ ственной высоты всегда Означает снижение художественности». Но пойдем дальше. Посмотрим, как проявляет себя поэтиче­ ский провинциализм по отношению к свя­ тыне — РоАине. Некогда он был парадно воинственным, празднично приподнятым, излишне громо­ гласным. В последние годы пущенный нашими кри­ тиками термин «тихая лирика» несколько размыл плакатные морщины провинциаль­ ного трибуна, позволил ему расслабиться на «малой родине» — на ступеньках родного крыльца, в беседе с односельчанами, на берегу родной реки, на лужке и пр., и по­ тому, если раньше любовь к родине долж­ на была быть непременно активной, то нынче ей позволили быть умилительной (хотя, как мне кажется, и излишняя активность, и 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2