Сибирские огни, 1982, № 11
Что касается «яркой, привлекательной упаковки», то многими нашими издатель, ствами давно избрана одна-единственная —* ярко-серая; здесь чувство любопытства, но визны вытравлено. , В этом наш сегодняшний провинциализм отличен от провинциализма предыдущих эпох. А вот насчет «внешних предметов», «по верхностных обстоятельств» Виктор Петро, вич, бесспорно, прав — это главные каче ства провинциального литератора. Дабы не вызывать огонь на себя, сош люсь на другое замечание Астафьева: «В Москве не меньше «провинциальных» пи сателей, чем в провинции». Это факт не только литературный, но и бытовой. Но нас интересует провинциальная поэ зия. Что она? Где она? Для кого? На первый вопрос сразу ответить трудно. На второй — где она? — отчасти ответил Астафьев. На третий вопрос — для кого провинци. альная поэзия? — ответим обыкновенно: . она для провинциального читателя. Провинция любит повтор — новое ее, как правило, раздражает,— повтор успокаи вает, создает иллюзию постоянства, стабиль ности, прочности. Что поделаешь, такова ее духовная потребность. Провинция тя- тотеет к сплетне, она соглавЬа на то дейст вие, в котором ей отводится роль посторон него наблюдателя (судьи, адвоката), само действие, полное неожиданностей, ее пу гает. Поэтому провинция чаще читает романы, нежели лирику, ибо, как заметил Белинский, «содержание лирического произведения не есть уже развитие объективного происшест вия», оно «не может обнять целости жиз ни», а провинциальному читателю необходи мо все сразу. «Развитие объективного происшествия» может дать басня, сюжетйое стихотворение, и потому провинциальная поэзия почти по стоянно живет сюжетом. Многие из нынеш них стихотворцев, помня о том, что сюжет, ная правильность разъедает живую душу стихотворения, не в силах отказаться от нее — они великодушно позволяют поэти. ческому чувству, живущему по своим зако нам, подчиняться законам сюжетной логи ки, и мы нередко читаем не стихотворение, а зарифмованный рассказ. В таких расска зах логика духа, как правило, подчинена логике житейской правды, которая в лири. ческом произведении (не в пример басне) всегда вторична. ' Вот стихотворение иркутского поэта, чья работа заслуживает искреннего уважения, но чье дарование, время от времени, нахо дится в зависимости от запросов провинци ального читателя: Любила женщина немого. А говорила: «Ой не мой!» Всего-навсего две строки, но это уже тя нет на серьезную завязку, это то, что непре менно остановит внимание провинциала — ситуация щекотлива. Однако насколько серьезно относится к происходяшему сам поэт, объясняет вторая строка — наш автор не отказал себе в удо 140 вольствии поиграть в .слова ‘ («немого» — «не мой»), и тем самым двумя строками выстрелил сразу по двум мишеням — до ставил удовольствие и тому читателю,, ради которого завел разговор, и себе. Последнее исключает возможность правдивого разго вора, контакта. Но пойдем к кульминации. Ему и надо-то немного. Чтоб привела при всех домой. Ан нет! Она его стыдилась, В забытой бане, по ночам. Как унизительную милость, Ее он ласки получал. ' Неправда, вкравшаяся во вторую строку сти хотворения, уже не уходит — она расшаты вает каркас стиха; зыбкость его смысловых границ препятствует точности повествова ния. На помощь йризывается все, что может спасти положение, все, что устроит посто роннего свидетеля трагедии — «унизитель ная жалость»: і Весной, а то зимой глубокой. Он вдруг надолго пропадет, Когда к той женщине жестокой Тоска особая придет. Ее страстей немой свидетель, (1) Он жил, молчанье всем даря. (?) А помню, как боялись дети В проулке встретить немтыря. (???) Здесь уже забота об одном — не потерять контакт с провинциальным читателем, ко торый, по мнению стихотворца, возник на первой строке, но, по нашему мнению, без надежно потерян на второй. И контакт налаживается всеми способами, на какие способно угодливое перо стихотворца: «жестокая женщина», «особая тоска», «страстей немой свидетель»; сделана даже попытка ввести в повествование самого се бя («А помню, как боялись дети...») -—но она тут же забыта — необходимо держаться сюжета. Шептали матери: «Ублюдок!» А он молчал, как и вчера. Пришел к той женщине рассудок, Она вдруг вспомнила: пора! (?) Нельзя ж всю жизнь вот так вот, в бане. Ну было! Молодость была. Теперь пора! И в ранней рани Она немого прогнала. (ІИ) Дело движется к развязке, но чегр стоило это нашему автору, работавшему на провин циального читателя — его заигрывание превратилось в заискивание: желая во что бы то ни стало напугать нас, он явно пере борщил (не думаю, чтобы сельские' жители с такой ненавистью смотрели на обыкновен ного глухонемого). • И все-таки дочитаем стихотворение до конца. И он исчез. Как в воду канул... Она лет около семи (!) В замужестве, И по Улькану Дружней не сыщется семьи. Муж повышения добился, (?І) А позапрошлою зимой У них за дочкой (?) .. СЫН родился, и надо же, глухонемой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2