Сибирские огни, 1982, № 11
Однако не все, что создается в провинции, непременно провинциально. В свое время в «Северных цветах» рядом с Александром Пушкиным публиковались стихотворные опыты барона Розена, рядом с Дельвигом — Деларю. Естественно, что петербуржцы Розен и Де ларю выглядели очень провинциально рядом с автором «Скупого рыцаря» и создателем «Русских песен». А может быть, это видно лишь нам, гля дящим на жизнь «Северных цветов» изда лека? По крайней мере, если соседство гениаль ного Пушкина с поэтическими провинциа лами не смущало его современников, то нас это скорее позабавит, нежели огорчит. В конце концов, это еще и поучительно и, в некотором роде, утешительно —любому провинциалу приятно думать, что кумир ны нешней публики со временем окажется сов- ' ременным Розеном. Так повелось: нынешние бароны Розены никак не соглашаются ка будущее барона Розена. Однако природа не знает пустот — не мирится с ними и не намерена мириться. И потому любая из провинций, каждый по селок, каждая околица рождает и будет рождать своего певца, своего стихотворца, своего поэта. И любая строка, любая стро фа, любая песня явятся в этот мир соглас но закону, по которому должно заполнить пустоту, ощущаемую любым из живущих — ибо творчество не что иное, как неприми- рение с духовной пустотой. И потому в тридцатые годы прошлого столетия, когда творил Пушкин, в маленькой Кяхте, на ра дость местным эстетам, сжигал себя в не ровных строках «дедушка сибирской поэ зии» одинокий Федор Бальдауф, а его сов ременник, барон Розен, одаривал антологи ческими стихами петербуржских красавиц. ...Приличье света слишком трудно... Младая дева безрассудна! И так, мой друг, искать бы мне Прекрасной гибели в огне Твоей любовной благодати... Я б чудной смертью обомлел И с бурной радостью сгорел В пожаре девственных объятий! Таким вот образом разговаривал с од ной из своих дам (он изображал ее как гречанку) барон Розен, А вот строки, которые были внушены провинциалу Бальдауфу бурятской девуш кой Бальджи: ...Заснули все... Но я не спал... Мечты сменялися мечтами; Твои я вздохи узнавал — И беспокойными очами Тебя во мгле густой искал. Я помню утро... Закипал Душистый чай в котле широком, А ты в молчании глубоком, Припав к узорчатым коврам, Своим молилася богам. Не обо мне ли одиноком. Не обо мне ль молилась ты, И Шигемуни —духу мира, В лице бездушного кумира, Вверяла смутные мечты? Я уверен, любой из нынешних читателей получит больше удовольствия от общения с бальдауфской буряткой, нежели с розенов. ской гречанкой. И объяснить это проще простого: насколько жива и естественна Бальджи, настолько неестественна гречан ка Розена,—да и была ли она? Однако и тому и другому внимала пуб лика — правда, Розен печатался, а Баль дауф — нет, «о зато стихи последнего пе реписывались местными барышнями, мы находим их в альбомах сибирских купчих, в архивах незаурядных людей, связанных с декабристами,— любому стихотворцу необ ходим читатель. «Мы ленивы и нелюбопытны» — не о ду шевном ли провинциализме это пушкинское замечание? Не та ли душевная непоіворотливость, что мы унаследовали от читателей барона Ро зена, заставила Баратынского сказать: «На публику действует не качество, а ко личество произведений. Все ее мнения похожи на мнения религиозные. Они впе- чатлеваются повторением, а не убеж дением»? Долго и трудно шел к нам Леонид Мар тынов, ставший Леонидом Мартыновым еще в довоенном Омске. До сих пор многие из нас не в полной мере расслышали горя чие заклинания земной красоте Сергея Мар кова. Молодежь тридцатых годов немедлен но и безоговорочно приняла, как своих, ир кутян Иосифа Уткина и Джека Алтаузена. Увы, совсем недавно, с досадным опозда нием, профессор В. П. Трушкин подарил нам яркого, незаслуженно забытого Дмит рия Олерона, омский литератор Александр Лейфер напомнил о Петре Драверте, веч ный возмутитель спокойствия Вадим Ко- жинов открыл пермяка Алексея Решетова, бывшего томича Василия Казанцева. Конечно же, я перечислил имена тех поэ тов, которые были рождены провинціей, без судеб которых российская поэзия зия ет черными дырами. Однако почти все пе речисленные мной, кроме Алтаузена и Ут. кина, пришли к нам с опозданием. Тот же Баратынский заметил: «Пропу щено время — потеряно действие». Не я первый думаю о том, что действие на поэ тическом театре России протекает не так, как следовало бы. Издательство «Современник», призванное познакомить всесоюзного читателя с лучши ми творениями литераторов, живущих в глубинке, до сизСпор не справлялось с этой задачей: ту продукцию, которой оно одари вало нас, большей частью отличал удиви тельный провинциализм — вторичность тем, интонаций, ненужных декламаций напугала даже самых стойких; провинциальный стихотворец встал пе£>ед нами во весь рост, позволил рассмотреть каждую ИЗ морщи нок на своей заурядной физиономии, довел наше нелюбопытство, нашу леность до раз дражения. Чувство раздражения мешает рассмот реть лица истинных поэтов. Сегодня, когда «потеряно действие», когда читатель участ вует в нем лишь формально, а многие дей ствующие лица играют совсем не то, что предусмотрено логическим ходом, трудно видеть настоящее. Виктор Петрович Аста фьев однажды очень трезво объяснил нам: «Провинциальный писатель — это тот, кто подгоняет правду под моду, внешние пред меты, обстоятельства, открытые настоящими писателями, делает достоянием литератур» ного рынка, выдавая свою продукцию ча сто в яркой, привлекательной упаковке». 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2