Сибирские огни, 1982, № 11
изуверская косность взглядов на жизнь, но — любовь.. Заблуждение не всегда имеет силу зайти за грань преступного. Зато эту силу ему может дать ложно направленная страсть. Все это вместе с внутренней логикой по ступков Дьячихи и даже вместе с бытом чешской деревни тех далеких лет сумела прочесть в музыке европейского классика сибирская актриса. Опера Яначека оказалась особенно благодатной для сценической игры, так что здесь, наконец, Л. В. Мясникова в полную мощь развернула свое драматиче ское дарование. Когда некоторое эремя спустя артистка гастролировала с этой ролью в Праге, не было предела изумлению чехов: каким же образом русской певице удалось так глубо ко понять жизнь и обычаи моравской дерев-, ни? Особенный успех выпал на долю Л. В. Мясниковой в Брно — на родине Яначека. Уже после этих гастролей, в 1960 году, «Ее падчерица» с Л. В. Мясниковой в роли Дьячихи была показана на московской сце не. Последовала высшая — если не считать, конечно, любви слушателей,— награда: присвоено звание народной артистки СССР. И — снова работа, старые и новые поста новки: «Чародейка» Чайковского (Княги ня), «Аида» Верди (Амнерис), «Тропою грома» Магиденко (Сварц), «Октябрь» Мурадели (Графиня)... А в промежутках — поездки с концертами по городам Сибири, записи на радио, выступления по телевиде нию. ' Концертная деятельнбсть Л. В. Мясни ковой — это, конечно, тема для особого разговора. Ведь не секрет, что некоторые оперные артисты избегают петь концертный репертуар. Слишком стеснительны условия, когда поешь один. В опере певец чувствует себя членом ансамбля, тут бездна помощни ков: суфлер, дирижер, партнеры, оркестр... А на концертной эстраде ты весь как на ладони: заметен любой просчет в ритме, любая фальшь в интонации. Но и — какая бездна выразительных возможностей! Здесь артист сам себе режиссер и дирижер. Прие мы звукоизвлечения могут быть очень раз нообразными — расцвечивай голос, как хочешь, вплоть до еле заметного «пианис симо»,— все слышно, все активно воспри нимается. Певец остается с публикой один на один, посредников между ними нет. Лидия Владимировна считает, что опер ный артист непременно должен пройти шко лу камерного пения. Только там он может научиться тонкой нюансировке, которая поможет ему и в оперных партиях. У самой певицы за плечами бессчетное количество всевозможных концертов, необъятный ка мерный репертуар1— от русских-народных песен до романсов Рахманинова. Удивительное чувство возникает, когда слушаешь русские народные песни в испол нении Лидии Владимировны: чувство, будто тебя только что отпустили на волю. Ощу щение легкости, естественности пения и задушевного лиризма охватывает сразу, едва только прозвучат первые несколько тактов музыки. Л. В. Мясникова не рядится в сарафан, не стилизует манеру исполнения на простонародный лад. В то же время здесь нет и академической холодноватой выстроенности... Ей просто гіравятся песни. Она любит их петь, вот и все. А это как раз и дает пению естественность, свободу, ибо что может быть естественнее самой любви? Вы только послушайте, как она исполняет, например, песню «Пряха»,—- ведь она же просто влюблена в каждый звук и каждое рлово этой песни, и это настроение немед ленно передается слушателю. В приволье распевов нет опрометчивости так называе мого «размаха», но зато есть благоговение, с которым каждый звук разливается в зна менитом мясникойском «пианиссимо»... Или хоть взять романсы Булахова, Вар ламова. Стилизация в них также полностью отсутствует. Никаких жестокостей, никакой «цыганщины». Певица совершенно всерьез принимает этот, казалось бы, старомодный, мир чувств. Да и то сказать, могут ли быть старомодными надежда, ожидание, любовь, разлука? Неудивительно, что романсы зву чат у нее с такой искренней теплотой. Бо лее того, музыка, давно нам знакомая, буд то бы освещается самою простотой подхода: никакой модернизации, никакого мудрство вания с нюансами или интонационных изы сков. Хочется сказать, что пение Лидии Вла димировны естественно, как сама приро да, и в этом источник . его постоянной но визны. Среди классического репертуара особым почетом пользуются у Л. В. Мясниковой романсы Мусоргского и Чайковского. Этот выбор понятен, если вспомнить, какой про стор открывают они выражению психологи ческой глубины образа и разнообразию му зыкальных интонаций. Вот здесь уже чувст вуется не только вокально-эмоциональная стихия, но и тщательный выбор каждого ню анса, перспектива динамики, своего рода внутренняя режиссура каждой вещи. Дра матические задачи, которые ставит перед собой певица, бывают подчас очень слож ными. Например, в романсе Чайковского «Я вам не нравлюсь» соединяются два раз ноплановых чувства: греза о любви и скорбь. Нежность перемежается с интона циями волнения и трепета. А само слово любовь,— особо выделено благодаря тихо му его выпеванию: оно как бы говорится только самому себе, в полном одиночестве.!. И вместе с там чувствуется боль, тяжесть неразделенности (это достигается опять-та ки темповым оттягиванием окончания слов и фраз). Наконец, последнее слово — «меч та» —соединяет любовь и боль. Оно пропе- вается истаивающе, надломленно и печально повисает в воздухе. Сейчас, когда пишутся эти строки, Лидия Владимировна, к сожалению, уже не кон цертирует, а большинство ее оперных ро лей стало достоянием памяти. Она продол жает свою сценическую деятельность толь ко в двух оперных спектаклях: «В бурю» Хренникова (Аксинья) и в «Пиковой даме» Чайковского (Графиня). Но зато обе наз ванные партии — вершина сценического и вокального мастерства Л. В. Мясниковой. Их анализ слишком растянул бы рамки очерка; хочется лишь сказать, что в этих ролях певица особенно ощутимой сделала самую, пожалуй, главную черту всех своих героинь — человечность. Это не оговорка. Кажется, можно ли при 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2