Сибирские огни, 1982, № 11
опять на грешную землю, на ученическую трудную скамью: упражнения, вокализы, работа над дыханием, над легато, над фра зировкой... Очень медленно восстанавлива лась свобода пения. Одновременно прихо дило умение владеть собою на сцене. Темпе рамент постепенно подчинялся контролю актерской воли, строгого вкуса и осмыслен ного пением сценического мастерства. Уже на втором спектакле «Царской неве сты» Лида Мясникова основное внимание отдала вокалу и претворила заповедь опер ного певца: жест через пение. Роль прочи тывалась на этот раз вокально и раскры валась средствами музыки в первую очередь. Теперь уже пришла очередь Марии Иса ковны поздравить свою студентку. А Иван Васильевич прошел мимо кулис, даже не взглянув в ее сторону. Он, конечно, был огорчен тем, что уже на втором спектакле студентка оставила без внимания большую часть его указаний... Это не означало, одна ко, что Мясникова выбрала позицию только одной из «спорящих сторон». У Мясниковой было довольно ума и та ланта, чтобы извлечь для своего искусства пользу даже из таких, казалось бы, пара доксальных ситуаций. Ведь ей было хорошо известно, что Мария Исаковна сама в мо лодости прошла через «жестовый» искус и поплатилась за это тем, что, не будучи в силах сдерживать на сцене свой темпера мент и забывая следить за правильным ды ханием,— нарушила свой вокальный аппа рат. В результате — слишком раннее и вы нужденное прощание со сценой. Как же не встревржиться за судьбу ученицы, уже го товой повторить этот печальный путь? Го лосовой аппарат — настолько тонкая вещь, так он органично связан с жизненной дина микой и естественностью буквально всего существа исполнителя, что чуть ли не треть всемирно известных певцов заплатила своим голосом (а то и жизнью) за пренебрежение этой истиной. Внешний жест не' поможет пению. Мария Исаковна настаивала на том, что не существует таких движений души че ловеческой, которые нельзя было бьі вы явить через вокальную интонацию. Она лю била говорить своим ученикам: «Вы должны научиться петь так, чтобы вас понимали слепые». С другой стороны, традиции русской во кальной школы, которые развивал и отстаи вал Иван Васильевич Ершов, требовали не только культуры вокала, но и сценической правды, не только красивого пения, но и правдивого воплощения драматической кан вы оперной роли. Эта традиция освящена именами Глинки, Петрова, Мельникова, Шаляпина. Не забудем, что русские певцы многим обязаны драматическим актерам в умении передавать психологический рисунок роли. Разве не учился Шаляпин у актера Дальского? Разве не пробовал сам Стани славский ставить оперные спектакли? Не удивительно, что Ершов, обладавший тено ром огромной силы и диапазона (благодаря чему он мог включать Вагнера в свой репер туар), но не владевший в достаточной сте пени темброво-акустической палитрой, стре мился компенсировать этот свой минус, идя по той же дороге: он соединял пение с драматической игрой. Перефразируя слова Марии Исаковны, о нем можно было ска зать, что он учил петь так, чтобы смысл пе ния был понятен даже глухому. Он направлял оперного актера, чтобы тот слушал всю музыку оперы, а не только ли-, нию своей партии. Каждая ■музыкальная фраза должна раскрывать актеру его со стояние в каждый данный момент — только тогда он научится жить на сцене. От И. В. Ершова Лидия Владимировна научилась, например, такому приему: сце нические жесты и мизансцены «привязыва лись» к определенным музыкальным фразам, так что параллельно оперной пар титуре, в тесной связи с нею, возникала «партитура движений». Это было удобно и правильно, если учесть, что жесты оперно го певца должны быть хорошо оправданы с точки зрения музыки. Ершов шел еще дальше и просил дирижеров следить за «партитурными» жестами исполнителя, что бы дирижировать в соответствии с ними. Музыканты негодовали: «Почему мы долж ны ломать ритм музыки?» Так что не все здесь Мясникова могла принять безогово рочно. Но «партитура движений» оказалась хорошим подспорьем во всей последующей ее работе, при всем том, что сами движения рождались у нее — из музыки, из глубины вокальных интонаций. Так она усваивала все ценное из того, что предлагали наставники. Материал для этого у нее имелся в изобилии: кроме голо са еще и актерское дарование (Л. В. Мя сниковой не раз говорили, что она могла бы стать выдающейся драматической актри сой). Успех на первой Всесоюзной вокальной конференции, первая .благожелательная пресса, первые роли, аспирантура... И вне запно все круто переменилось. Из блокад ного Ленинграда пришлось Л. В. Мясни ковой эвакуироваться назад в Томск, с грудным ребенком на руках. А в Томске — два года ежедневных концертов в госпита лях, на концертных площадках, перед боль ными, увечными и перед солдатами, уходя щими на фронт. Быт периферийного артиста военной по ры вообще трудно себе представить. Разу меется, слишком больших привилегий у концертных солистов' не было,— военная беда была общей, и лишения были общими. Мужчин в семье Лидии Владимировны (как и во многих тогда русских семьях) не было цовсе; ей пришлось быть за главу семьи: вскапывать целину под огород, возигь кар тошку, обеспечивать дом дровами, то есть самой пилить их, колоть и привозить изда лека, беспокоиться о хлебном пайке, не говоря уже о «простых» женских забо тах: кухня, стирка, уход за грудным ребен ком. А при всем этом — по два концерта в день... Лидия Владимировна состояла тогда в Томском отделении Всесоюзного гастрольно концертного бюро. Эта организация распо лагалась в солидном каменном доме (быв шем купеческом), который теперь среди то мичей носит обиходное название «Нижний гастроном». Концерты устраивались или в Доме Красной Армии, или в госпитале: пря мо в палатр расчищали место, перетаскива ли туда рояль (чаще всего разбитый) и уст раивался концерт — пианист, скрипач, певица, чтец (он же конферансье). Л. В. Мясникова пела народные песни, романсы, 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2