Сибирские огни, 1982, № 11
шефства над девочкой, после ранней смерти ее отца. Под аккомпанемент Ганчиковой Ляля Мясникова уже пела романсы Глиера и Гречанинова. А в опере ей досталась, ко нечно, заглавная партия. — Ну и что? — могут возразить знающие люди.— Подумаешь, везение — самодея тельность. Она в каждой школе есть, не такая уж невидаль. ' Нет, это было не в точности то, что те перь называют самодеятельностью. Хочется подчеркнуть: любовное и благоговейное от ношение к музыке, проникнутое теплом до машнего музицирования, не так уж часто встречается в обычных школах. Здесь ну жен педагог-энтузиаст, который был бы и сам недурным музыкантом, и умел бы зара жать своей страстью других. В этом, можно сказать, повезло всей школе. Супруги Ган- чиковы много страсти и сйл вкладывали в музыкальное образование детей; именно они любовно углядели и поддержали огонек та ланта, крепнущий в душе юной певицы... Ляле ведь прочили и будущее математика (любила она тоже эту дисциплину), но при говор Марии Максимовны был тем же, от цовским: музыка, только музыка. Вдумаемся: так ли нужны одаренному человеку ранние музыкальные впечатления? Ведь нередко сталкиваешься с расхожим мнением, что, мол, все равно талант свое возьмет, если он действительно есть. Раньше ли, позже, какая разница... Но нет. Бытует в музыкальной культуре (именно в ней) та кая таинственная особенность: музыка яр че и непреложней входит в нетронутую ду шу. Лишь на такой почве, соединившись с детской очарованностью, сена способна дать новый выход. И вот, наконец, минует время первой влюбленности в музыку, курс на артистиче ское будущее взят бесповоротно. Что будет дальше? Время музыкальной науки — не скорое и нелегкое. Много мелей, рифов. Тут и обрести себя можно, и себя потерять. Вот здесь-то необходим опытный лоцман, или, еще точнее, наставник, знающий не только «мели и рифы», но и неизвестные по ка самому ученику его же возможности. Нужен человек, который, будучи Мастером, был бы способен преподать то, для чего не существует учебных пособий: артистическое откровение. Нужен Учитель. Опять-таки, чтобы встретиться с ним, не обходимо определенное везение. Тут Мясни ковой повезло вдвойне: в Ленинградской консерватории у нее была такая чуткая на ставница по вокалу, как Мария Исаковна Бриан, и, с другой стороны, такой несрав-^ ненный учитель драматического певческого искусства, как Иван Васильевич Ершов. Результат этого руководства не замедлил сказаться уже в консерваторские годы: М. А. Бухбиндер, ее соученик по консерва тории, будущий главный дирижер Новоси бирской оперы, свидетельствует: «Помню замечательный Малый зал консерватории, строгую экзаменационную обстановку, ма ститую ленинградскую профессуру, состоя щую из знаменитых в прошлом певцов. Один за другим выступают студенты. Есть и приятные голоса, и осмысленная фразиров ка, но все это не выходит за пределы обыч ного студенческого выступления. Среди при сутствующих в зале студентов слышится шепот: «Вот сейчас будет петь Мясникова, сибирячка, вот она покажет...» Выходит девушка в строгом черном платье. После короткого музыкального вступления начинается ария Жанны д’ Арк из оперы «Орлеанская дева» Чайковского. Замирает переполненный студентами и педа гогами зал, застывают от удивления лица видавших виды членов экзаменационной ко миссии, сияет довольная улыбка на лице М. И. Бриан. Сочный, красивый, полный го. рячего чувства голос ее любимой ученицы, казалось, до отказа заполняет своды зала, рвется за его пределы. Минуя ^все правила, связанные с экзаме национной обстановкой, бурно аплодирует зрительный зал. Несколько смущенная, ухо дит Ляля Мясникова с эстрады и попадает прямо в объятия товарищей». Но так ли уж было все легко? А как же насчет мелей и рифов? Они всегда есть — прежде всего в натуре ученика. Был такой «подводный камешек» и у Лидия Мясни ковой: ее необузданный темперамент, а от сюда, как неизбежное следствие,— соблазн сыграть как можно эффектнее свою роль на сцене. И. В. Ершов, большой ревнитель сцениче ской правды, был очень рад, когда обнару жил у молодой певицы кроме голоса еще и незаурядное драматическое дарование. Мяс никова готовила под его руководством пар тию Любаши в студийной постановке оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». С большим увлечением Ершов работал с нею над мизансценами, интонацией, вырази тельностью жестов... Страстный характер героини оперы, активный (даже во внешнем действии) трагизм ее переживаний был очень благодатным поводом для того, чтобы Мясникова нашла применение своему темпе раменту. Есть у оперных актеров такое выражение, когда они говорят о неумеренной сцениче ской пылкости: «рвать кулисы». На первом спектакле Лидия Мясникова вела себя, быть может, не совсем так, но все-таки с большой активностью. Она была всецело увлечена задачей показать пламя страсти, приведшее героиню оперы к ее трагическому концу. Игра вполне удалась. Публика была в во сторге. У некоторых даже слезы были на глазах. Что касается наставника, то его эн тузиазм перешагнул далеко за педагогичес кую грань. Экспансивный Ершов ворвался в артистическую, встал перед юной актрисой на колени и облобызал ей руки. Чем не триумф? Но вот после оваций и поздравлений в артистическую вошла Мария Исаковна Бриан... Ни улыбок, ни рукопожатий. Она задала всего один вопрос: — Лида, а где же твой голос? Смысл этого вопроса совершенно ясен: увлекшись драматической игрой, студентка совершенно забыла о том, что выразитель ность на оперной сцене создается прежде всего через вокал, что сценический жест не должен вредить пению и что музыкальная интонация определяет внешний рисунок ро ли, а не наоборот. И Мясникова прямо из благоухающих олимпийских рощ, аромат которых она уже, казалось, всей грудью вдохнула, сошла 131 9 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2