Сибирские огни, 1982, № 11
ѴГСК9ССТВ0 Лев Штуден ПРИМЕТЫ Что сразу бросается в глаза, когда мы перелистываем страницы жизнеописания большого артиста? Конечно, природная одаренность. Но этого — уже для времени детства — далеко не достаточно. Важно еще счастливое стечение обстоятельств, которое эту одаренность может пробудить к жизни и которое так обыденно именуется культур ной средой. Это и есть тот подарок, кото рым судьба награждает избранника уже в начале пути. Нечто очень важное — в самом истоке. Основа основ. Искра этой удачи коснулась детства Ли дии Владимировны Мясниковой. Она роди лась в Томске, в семье певца-любителя. Ее отец, Владимир Константинович, по профес сии был патологоанатом, но по призванию музыкант. У него с юности образовался очень хороший лирический баритон. Недур но играл на рояле и скрипке. Домашние концерты были частью быта семьи Мясни ковых, и первым учителем музыки будущей певицы был, конечно, отец. В любительском музицировании той поры сохранялись еще приметы лирической сентиментальности: в доме пелись такие романсы, как «Пара гне дых» и «Зачем солдат становят в ряд...» Но вместе с тем — любили настоящую му зыку, например, «Пиковую даму» Чайков ского. По клавиру этой оперы отец пел партии Елецкого и Германна. Итак, маленькая Ляля Мясникова была окружена пением с тех самых пор, как ста ла осознавать мир. Трудно сказать, требуют ли другие профессии такого раннего погру жения в избранную стихию... Музыка — требует. Нет ни одного большого музыкан-. та, который вдосталь не «купался» бы в музыке буквально с младых ногтей. Вот это «везение», эта возможность раннего узнава ния и понимания были счастливо дарованы будущей певице, младшему ребенку в семье, несмотря на то, что семья эта обитала от нюдь не в концертных столицах, а в сибир ском городе. Еще одно — конечно, обязательно необхо димое.— везение, которое с юности прихо 130 ТАЛАНТА дит к будущему мастеру: возможность иметь настоящего учителя. Пусть не так уж долго он будет рядом, год или другой, этого довольно; талантли вый ученик схватит и усвоит все, что ему нужно. (Вспомним, что и Шаляпин занимал ся со своим единственным педагогом Уса- товым не более года!) Но, мало того. Для начала еще требуется человек, который мог бы вовремя распознать дарование будущего артиста, указать ему его путь. Таких людей в жизни Лидин Владимиров ны было двое. Первый — отец. Это именно он предсказал будущее своей дочери еще тогда, когда ей было всего 7 лет. Он слы шал, как, подражая ему, пыталась она петь, закрывшись в своей комнате. Он видел, как она бегала в церковь, чтобы послушать хо ровое пение, и подпевала хору сама. Он был свидетелем, как плакала Лялина бабушка, по просьбе которой девочка выводила свои песенки, от смущения забравшись под обе денный-стол... Наконец, он выступал в ан самбле с нею в домашних концертах как пианист и с удовольствием убеждался, как музыкально и с каким выражением Лялеч ка ведет свою партию. Особенно она любила исполнять песенку «Там вдали за рекой раздается порой: ку-ку...» Отец говорил домашним: — Я вам предсказываю, что из нее обяза тельно выйдет певица. Пусть учится музы ке. Отцу не привелось — ну, значит, ей приведется непременно. Затем была школа. И там — а это тоже надо считать удивительным везением Мя сниковой — она встретилась с учительни цей пения, с великим энтузиастом оперной музыки Марией Максимовной Га-нчиковой. Она и ее муж были хорошими певцами-лю- бителями. Достаточно сказать, что сред ствами общеобразовательной школы они поставили глинкинского «Руслана»! Вещь, даже по нынешним временам, почти неве роятная. Именно Марии Максимовне досталось во время поддержать эстафету музыкального
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2