Сибирские огни, 1982, № 11

ѴГСК9ССТВ0 Лев Штуден ПРИМЕТЫ Что сразу бросается в глаза, когда мы перелистываем страницы жизнеописания большого артиста? Конечно, природная одаренность. Но этого — уже для времени детства — далеко не достаточно. Важно еще счастливое стечение обстоятельств, которое эту одаренность может пробудить к жизни и которое так обыденно именуется культур­ ной средой. Это и есть тот подарок, кото­ рым судьба награждает избранника уже в начале пути. Нечто очень важное — в самом истоке. Основа основ. Искра этой удачи коснулась детства Ли­ дии Владимировны Мясниковой. Она роди­ лась в Томске, в семье певца-любителя. Ее отец, Владимир Константинович, по профес­ сии был патологоанатом, но по призванию музыкант. У него с юности образовался очень хороший лирический баритон. Недур­ но играл на рояле и скрипке. Домашние концерты были частью быта семьи Мясни­ ковых, и первым учителем музыки будущей певицы был, конечно, отец. В любительском музицировании той поры сохранялись еще приметы лирической сентиментальности: в доме пелись такие романсы, как «Пара гне­ дых» и «Зачем солдат становят в ряд...» Но вместе с тем — любили настоящую му­ зыку, например, «Пиковую даму» Чайков­ ского. По клавиру этой оперы отец пел партии Елецкого и Германна. Итак, маленькая Ляля Мясникова была окружена пением с тех самых пор, как ста­ ла осознавать мир. Трудно сказать, требуют ли другие профессии такого раннего погру­ жения в избранную стихию... Музыка — требует. Нет ни одного большого музыкан-. та, который вдосталь не «купался» бы в музыке буквально с младых ногтей. Вот это «везение», эта возможность раннего узнава­ ния и понимания были счастливо дарованы будущей певице, младшему ребенку в семье, несмотря на то, что семья эта обитала от­ нюдь не в концертных столицах, а в сибир­ ском городе. Еще одно — конечно, обязательно необхо­ димое.— везение, которое с юности прихо­ 130 ТАЛАНТА дит к будущему мастеру: возможность иметь настоящего учителя. Пусть не так уж долго он будет рядом, год или другой, этого довольно; талантли­ вый ученик схватит и усвоит все, что ему нужно. (Вспомним, что и Шаляпин занимал­ ся со своим единственным педагогом Уса- товым не более года!) Но, мало того. Для начала еще требуется человек, который мог бы вовремя распознать дарование будущего артиста, указать ему его путь. Таких людей в жизни Лидин Владимиров­ ны было двое. Первый — отец. Это именно он предсказал будущее своей дочери еще тогда, когда ей было всего 7 лет. Он слы­ шал, как, подражая ему, пыталась она петь, закрывшись в своей комнате. Он видел, как она бегала в церковь, чтобы послушать хо­ ровое пение, и подпевала хору сама. Он был свидетелем, как плакала Лялина бабушка, по просьбе которой девочка выводила свои песенки, от смущения забравшись под обе­ денный-стол... Наконец, он выступал в ан­ самбле с нею в домашних концертах как пианист и с удовольствием убеждался, как музыкально и с каким выражением Лялеч­ ка ведет свою партию. Особенно она любила исполнять песенку «Там вдали за рекой раздается порой: ку-ку...» Отец говорил домашним: — Я вам предсказываю, что из нее обяза­ тельно выйдет певица. Пусть учится музы­ ке. Отцу не привелось — ну, значит, ей приведется непременно. Затем была школа. И там — а это тоже надо считать удивительным везением Мя­ сниковой — она встретилась с учительни­ цей пения, с великим энтузиастом оперной музыки Марией Максимовной Га-нчиковой. Она и ее муж были хорошими певцами-лю- бителями. Достаточно сказать, что сред­ ствами общеобразовательной школы они поставили глинкинского «Руслана»! Вещь, даже по нынешним временам, почти неве­ роятная. Именно Марии Максимовне досталось во­ время поддержать эстафету музыкального

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2