Сибирские огни, 1982, № 11

сти расступилась, дав место дороге,., и БелАЗ набирает по ней скорость... Здесь одно из наиболее крупных место­ рождений во всем бассейне. Мощность пласта измеряют десятками метров, его про­ тяженность — десятками километров. Пост­ роить угольный разрез — это не просто вы­ рыть котлован. Тем более такой разрез, как «Березовский-1». Его планируемая добы­ ча — 55 миллионов тонн угля в год! Это целое предприятие, огромное, сложное хо­ зяйство.. Задач впереди, еще масса, и тем, кому ими заниматься, мало двадцати четырех ча­ сов в сутки. Николай Илларионович Захар­ ченко, заместитель главного инженера, рас­ сказывал мне в Дубинино о роторном эк­ скаваторе для вскрыши, о роторном экска­ ваторе для добычи... Техника здесь годится только принципиально новая. Непрерывное действие, поточная технология на горных работах. Невиданная производительность. Работа в комплексе с перегружателями, отвалообразователями: в качестве транс­ портных средств — конвейеры. Мы вышли покурить на крылечко управления и слегка там застряли; и я не знал, то ли мне угры­ заться, что^ человек тратит драгоценное вре­ мя со мной, то ли радоваться, что у него благодаря мне передышка... Отсюда пойдут, как тут принято выра­ жаться, «ямы» дальше — и «до бесконечно­ сти». Не до бесконечности, разумеется... Но масштабы, в самом деле, располагают к такого рода выражениям. Представить себе эти масштабы можно, не только развернув карту. Лучше, если смотреть с воздуха. Зеленый луг на окраи­ не Шарыпово — это аэродром. Хозяин его, Валера, выпишет вам билет, и вы полетите над горами, над долами, над широкими по­ лями; над раздольными равнинами и над отрогами Кузнецкого Алатау. Маленький самолетик будет гудеть и дребезжать, из каких-то непонятного назначения отверстий у вас над головой будет нестерпимо дуть. Но этого всего вы не заметите. Вы глаз не сможете оторвать от просторов, которые откроются вам внизу. Если вы увидите На- заровский разрез, вам уже не отделаться от мыслей о масштабах. И так и будете ле­ теть, с сознанием того, что вы находитесь над КАТЭКом, не где-нибудь, а над теми самыми местами, где осуществится в на­ шем и следующем веках одна из самых грандиозных индустриальных идей. — Темп, с каким разворачиваются рабо­ ты, нас, конечно, не устраивает,— говорит мне заведующий сектором угольной про­ мышленности Красноярского крайкома КПСС Борис Николаевич Пичугин,— Назре­ вает отставание, которое потом придется спешно ликвидировать. Наверстывать при дется... Чем скорее будет выправлено по­ ложение, тем лучше для будущего. О, как хотелось бы изобразить это наг­ лядно! Вот бы нарисовать такой график — нынешние и грядущие (впрочем, тоже сов­ сем близкие) гигантские потребности в энергии; и на этом фоне— фотография — посреди равнины стоит одиноко, засыпае­ мый снегом либо мокнущий под дождем, указатель: «Здесь будет Березовская ГРЭС-1». Указатель — все, что долгое, слиш­ ком долгое время было в Березовской ГРЭС. Впрочем, это, может, и не станет убеж­ дать. Цифры, графики...— слишком уж мы ко всему такому привыкли. Не воспринима­ ем. Тысячи... Миллиарды... Тонны... Мегават­ ты.... Мозг фиксирует, ощущения же при­ тупились. Цифры — они и есть цифры. Давайте иначе. Зайдем с другого конца. Поговорим о сути. А суть проста: речь идет не о чем-либо, а об энергии. О тепле. О свете. Об электричестве, без которого ни­ чего вообще нельзя сделать, произвести, доставить и т,-д. и т. п. Тогда — ясно ста­ новится, что такое КАТЭК. Так можно ли было медлить с КАТЭКом? А ведь дела здесь действительно разво­ рачивались год от года медленно. Значи­ тельно медленнее, чем надо, и чем предпо­ лагалось, и чем планировалось. Задания 1980 года оказались не выполне­ ны. Кроме того: «Объединение «Красно- ярскуголь» Минуглепрома СССР, сооружа­ ющее угольные карьеры, отстает от энер­ гетиков примерно на полтора года... — пи­ сали тогда же ученые-экономисты (в кни­ ге «Сибирь в едином народнохозяйственном комплексе»),— Реальной становится ситуа­ ция, когда ГРЭС будет готова к эксплуа­ тации, а угольщики не смогут обеспечить стабильную подачу топлива». В 1981 году как ни много было сделано на КАТЭКе, но не столько, сколько бы надо. Проблемы из- за планирования. Проблемы из-за ошибок проектировщиков. Проблемы кадров. Проб­ лемы. Проблемы. Проблемы... Вообразив — опять-таки для наглядно­ сти — карту нашей страны, разбросайте по ней мысленно множество, множество точек, это будут города и поселки, в. которых что- либо делается или должно делаться для КАТЭКа. Где думают о КАТЭКе или долж­ ны о нем думать. Где о нем пекутся, либо обязаны. КАТЭК — дело всей страны. Так и должно быть. Иначе быть и не может. Наконец, так у нас принято, подобные де­ ла — общие для всей нашей Родины. Теперь все эти точки соедините линиями с КАТЭКом. Нет, стрелками. Множество стрелок сойдется к КАТЭКу. Здесь остро чувствуешь и пульс стройки, и накал огром­ ного дела, и все тревоги, ожидания и на­ дежды. — Мы «е из-за сеоя хотим больших тем­ пов,— сказал Б. Н. Пичугин.— Государству хотим дать! Мы ведь по-сибирски привык, ли мыслить, соображениями государствен­ ного порядка. Иду деревенской улицей.- Гиагаю по де­ ревянному тротуару. Улица как улица. Па­ лисадники. Кусты малины под окнами. До­ ски у меня под ногами то поскрипывают, то чуть хлопнет с краю одна из них, то умолкают. Не какая-то иная деревня,— си­ бирская, старинная. Дома из темно-корич­ невых огромных бревен. Ворота с двускат­ ным навесом. Пройти еще немного. А там уж впереди Пионерный. Современные дома. Город. Пер­ вый такой микрорайон на КАТЭКе. Он воз­ никает, когда приближаешься, прямо у по­ ворота .дороги. Не было ничего, теперь — вот они—-такие же дома, как в давно об­ житом месте. Итак, возник новый город! Ему далеко еще до запланированной численности насе­ 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2