Сибирские огни, 1982, № 11
сти расступилась, дав место дороге,., и БелАЗ набирает по ней скорость... Здесь одно из наиболее крупных место рождений во всем бассейне. Мощность пласта измеряют десятками метров, его про тяженность — десятками километров. Пост роить угольный разрез — это не просто вы рыть котлован. Тем более такой разрез, как «Березовский-1». Его планируемая добы ча — 55 миллионов тонн угля в год! Это целое предприятие, огромное, сложное хо зяйство.. Задач впереди, еще масса, и тем, кому ими заниматься, мало двадцати четырех ча сов в сутки. Николай Илларионович Захар ченко, заместитель главного инженера, рас сказывал мне в Дубинино о роторном эк скаваторе для вскрыши, о роторном экска ваторе для добычи... Техника здесь годится только принципиально новая. Непрерывное действие, поточная технология на горных работах. Невиданная производительность. Работа в комплексе с перегружателями, отвалообразователями: в качестве транс портных средств — конвейеры. Мы вышли покурить на крылечко управления и слегка там застряли; и я не знал, то ли мне угры заться, что^ человек тратит драгоценное вре мя со мной, то ли радоваться, что у него благодаря мне передышка... Отсюда пойдут, как тут принято выра жаться, «ямы» дальше — и «до бесконечно сти». Не до бесконечности, разумеется... Но масштабы, в самом деле, располагают к такого рода выражениям. Представить себе эти масштабы можно, не только развернув карту. Лучше, если смотреть с воздуха. Зеленый луг на окраи не Шарыпово — это аэродром. Хозяин его, Валера, выпишет вам билет, и вы полетите над горами, над долами, над широкими по лями; над раздольными равнинами и над отрогами Кузнецкого Алатау. Маленький самолетик будет гудеть и дребезжать, из каких-то непонятного назначения отверстий у вас над головой будет нестерпимо дуть. Но этого всего вы не заметите. Вы глаз не сможете оторвать от просторов, которые откроются вам внизу. Если вы увидите На- заровский разрез, вам уже не отделаться от мыслей о масштабах. И так и будете ле теть, с сознанием того, что вы находитесь над КАТЭКом, не где-нибудь, а над теми самыми местами, где осуществится в на шем и следующем веках одна из самых грандиозных индустриальных идей. — Темп, с каким разворачиваются рабо ты, нас, конечно, не устраивает,— говорит мне заведующий сектором угольной про мышленности Красноярского крайкома КПСС Борис Николаевич Пичугин,— Назре вает отставание, которое потом придется спешно ликвидировать. Наверстывать при дется... Чем скорее будет выправлено по ложение, тем лучше для будущего. О, как хотелось бы изобразить это наг лядно! Вот бы нарисовать такой график — нынешние и грядущие (впрочем, тоже сов сем близкие) гигантские потребности в энергии; и на этом фоне— фотография — посреди равнины стоит одиноко, засыпае мый снегом либо мокнущий под дождем, указатель: «Здесь будет Березовская ГРЭС-1». Указатель — все, что долгое, слиш ком долгое время было в Березовской ГРЭС. Впрочем, это, может, и не станет убеж дать. Цифры, графики...— слишком уж мы ко всему такому привыкли. Не воспринима ем. Тысячи... Миллиарды... Тонны... Мегават ты.... Мозг фиксирует, ощущения же при тупились. Цифры — они и есть цифры. Давайте иначе. Зайдем с другого конца. Поговорим о сути. А суть проста: речь идет не о чем-либо, а об энергии. О тепле. О свете. Об электричестве, без которого ни чего вообще нельзя сделать, произвести, доставить и т,-д. и т. п. Тогда — ясно ста новится, что такое КАТЭК. Так можно ли было медлить с КАТЭКом? А ведь дела здесь действительно разво рачивались год от года медленно. Значи тельно медленнее, чем надо, и чем предпо лагалось, и чем планировалось. Задания 1980 года оказались не выполне ны. Кроме того: «Объединение «Красно- ярскуголь» Минуглепрома СССР, сооружа ющее угольные карьеры, отстает от энер гетиков примерно на полтора года... — пи сали тогда же ученые-экономисты (в кни ге «Сибирь в едином народнохозяйственном комплексе»),— Реальной становится ситуа ция, когда ГРЭС будет готова к эксплуа тации, а угольщики не смогут обеспечить стабильную подачу топлива». В 1981 году как ни много было сделано на КАТЭКе, но не столько, сколько бы надо. Проблемы из- за планирования. Проблемы из-за ошибок проектировщиков. Проблемы кадров. Проб лемы. Проблемы. Проблемы... Вообразив — опять-таки для наглядно сти — карту нашей страны, разбросайте по ней мысленно множество, множество точек, это будут города и поселки, в. которых что- либо делается или должно делаться для КАТЭКа. Где думают о КАТЭКе или долж ны о нем думать. Где о нем пекутся, либо обязаны. КАТЭК — дело всей страны. Так и должно быть. Иначе быть и не может. Наконец, так у нас принято, подобные де ла — общие для всей нашей Родины. Теперь все эти точки соедините линиями с КАТЭКом. Нет, стрелками. Множество стрелок сойдется к КАТЭКу. Здесь остро чувствуешь и пульс стройки, и накал огром ного дела, и все тревоги, ожидания и на дежды. — Мы «е из-за сеоя хотим больших тем пов,— сказал Б. Н. Пичугин.— Государству хотим дать! Мы ведь по-сибирски привык, ли мыслить, соображениями государствен ного порядка. Иду деревенской улицей.- Гиагаю по де ревянному тротуару. Улица как улица. Па лисадники. Кусты малины под окнами. До ски у меня под ногами то поскрипывают, то чуть хлопнет с краю одна из них, то умолкают. Не какая-то иная деревня,— си бирская, старинная. Дома из темно-корич невых огромных бревен. Ворота с двускат ным навесом. Пройти еще немного. А там уж впереди Пионерный. Современные дома. Город. Пер вый такой микрорайон на КАТЭКе. Он воз никает, когда приближаешься, прямо у по ворота .дороги. Не было ничего, теперь — вот они—-такие же дома, как в давно об житом месте. Итак, возник новый город! Ему далеко еще до запланированной численности насе 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2