Сибирские огни, 1982, № 11

N «Здравствуйте. Я хочу приехать к вам на работу. Имею следующие специальности: слесарь по ре­ монту металлургического оборудования, 4 разряд; шофер 2 класса; монтажник-бетон­ щик, 5 разряд. • Имею семью — 4 челове­ ка...» Письма я читал в отделе кадров Дирек­ ции строящейся ГРЭС. Немало забот у от­ дела кадров, нужны люди: и стройке, и бу­ дущей электростанции. Великое множество писем, аккуратно собранных в папки. Нет, сначала они побывали на столе того, кому адресованы, Василия Александровича Поп­ кова. Директор решает: вызвать человека сейчас или позже, запросить у него доку- менты... Я поинтересовался: кто пришел на КАТЭК через такую переписку, через эти вот папки? В ответ мне рассказывали о многих. Миха­ ил Максимович Арбатский, инженер-тепло­ техник,, прислал свое письмо с Южного Ура­ ла в 1976 году, где-то в 1978 его вызвали, сейчас он заместитель начальника произ­ водственно-технического отдела по промыш­ ленному строительству. Его жена Катя (она работает в отделе комплектации1 расска­ зывала мне, с чего все началось: побывал он здесь, посмотрел... и потянула Сибирь своих сибиряков обратно. Николай Сергее­ вич Адаев был электрослесарем 5 разряда на Беловской ГРЭС, написал сюда, его выз­ вали; теперь он старший мастер в «КАТЭК- энергосети». Владимир Трофимович Сидо­ ренко работал раньше на Славянской ГРЭС, так и значилось в обратном адресе его письма; теперь — начальник котлотур­ бинного цеха на КАТЭКе. Галина Петров­ на Гладких — техник-электрик с Назаров- ской ГРЭС. Я спросил: а вы, Галина Пет­ ровна, почему написали? И получил четкий ответ старшего инженера Гладких: «Здесь у меня— видите— сразу рост, совсем дру­ гая перспектива». Много можно рассуждать о том, зачем и почему люди едут в Сибирь, чего ищут они на сибирских стройках. Разные люди едут, по разным причинам и поводам, разного ищут. Тысячи заявлений идут на КАТЭК со всей страны. И вот что здорово: КАТЭКу, похоже, везет. Не только потому, что люди хотят на КАТЭК. Но потому, что люди эти — по-видимому — не перекати-поле; лю­ ди постоянные, надежные. ■ Когда мне говорили, что это люди надеж, ные, я спрашивал: «Почему вы так думаете?» — Да ведь ясно,— отвечали мне.-г- Почи­ тайте письма повнимательнее. Спрашивают только о двух вещах: о жилье и о садике для детей. И все. Вот вам самый отличный признак. Работать едут! Остается радоваться за КАТЭК. Стрела экскаватора делает поворот, и пе­ реполненный ковш зависает над угластой махиной БелАЗа. Его стальной кузов бле­ стит изнутри, сверкает на солнце, отполи­ рованный землей и камнями: БелАЗ рабо­ тает на выемке грунта. Кузов под ков­ шом— как огромная подставленная ладонь. Ковш раскрывается. Побелевшая от работы ладонь принимает первый ворох рыжей зем­ ли. и серых камней. БелАЗ качает, как на 120 волне. Экскаватор отворачивается от него, чтобы снова набрать ковш. И возвращает, ся — пересыпать в ладонь еще столько же. Снова БелАЗ раскачивает землей и камня­ ми, но уже не так, послабее. Потом еще ковш, на этот раз волна едва ощутима. И Виктор Кауц трогает машину с места. «За день так на этих волнах накачаешь­ ся»,— говорит он мне с улыбкой. Бурая дорога вздыбилась перед кабиной, пыль. Вскоре дорога выравнивается. Да и пыль пропадает: здесь прошла поливалка. Ровно урчит двигатель своими ста двадцатью си­ лами. Конец дороги — и Виктор останавли­ вает машину. Сверкают за кабиной цилинд­ рические подъемники, обнажаясь и опроки­ дывая кузов. Сброс. Затем в обратный путь, к экскаватору. Виктор, как и многие, приехал сюда со строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Та­ кова жизнь строителя: заканчиваются рабо­ ты на одном месте — перебираться на дру­ гое. Как дела? Дела идут нормально. Полу­ чил БелАЗ, это главное. Получил койку в общежитии. Заработки у него тоже нор­ мальные, жаловаться не на что. Одно вот только... Что именно? Да жилье. С жильем вот здесь сложно. Жена Виктора осталась там, на Саяно-Шушенской, дочка с осени должна в школу пойти. Раз в месяц, в два месяца Виктор к ним ездит... Так я познакомился с этой проблемой КАТЭКа. Потом еще самые разные люди — скре­ перисты, водители, экскаваторщики, при­ ехавшие с Саяно-Шушенской ГЭС, из Набе­ режных Челнов, из Тюмени — говорили мне про жилье, про жилье, про жилье. Говорили: напишите! Пишу. С самого начала было решено: обойтись на КАТЭКе без времянок. Сразу — набе­ ло — строить современный город. Новый город должен подняться рядом со старин­ ным селом. Пионерный микрорайон — его стартовая площадка. Принцип «обойтись без палаток и времянок» твердо там выдер­ живался. Хорошо это? Нет, не «хорошо». Потому что — отлично! Однако строительство жилья подвигалось очень медленно. Не буду утомлять читате­ ля цифрами, выкладками, цитатами. Важно, что дефицит квадратных метров оказался очень велик, а перспективы не блестящи. Все, из чего делается здание, везли сюда из разных дальних мест. Стройка давно выш­ ла из детского возраста, но свой завод крупнопанельного домостроения еще ТОЛЬ­ КО сооружался, и речь шла о сдаче первой очереди. И тогда заговорили о том, что, мо­ жет быть, лучше и с времянками? Еще один водитель, который не может привезти семью, скоро год, как живут они порознь... Бульдозерист, который привез своих и поселил у себя в комнате общежи­ тия, поскольку его соседи в отъезде, а даль­ ше как — неизвестно... Машинистка из уп­ равления, которая приехала к мужу и жи­ вет с ним и ребенком в комнате, где еще трое парней, и вот, представьте, приходят они каждый вечер с работы... Это все — о тех, у кого уже до КАТЭКа была семья, дети. Но и на отношениях стройки с более молодыми тоже сказались тяготы с жильем. Ведь свадеб на КАТЭКе не меньше, чем,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2