Сибирские огни, 1982, № 10

тами хлопот тоже хватает, но это уже по­ вторение пройденного пути. На встречу с Демиденко я шел с неко­ торыми опасениями: когда все дружно хва­ лят человека, не жалея эпитетов, всегда боишься испытать разочарование. Я знал одного токаря, который, достигнув зенита славы, стал пить исключительно коньяк и не столько говорить, сколько — изрекать истины, бронзовея прямо на глазах. Что ж, и такое бывает. Давно известно: одно из труднейших испытаний — испытание почес­ тями. Но в данном случае мои опасения не подтвердились. По узкой лесенке, из чрева машинного зала, поднялся высокий, очень худой чело­ век с негустыми усами пшеничного цвета, в каске и выгоревшей куртке. Было в нем что-то от усталого солдата, прошедшего огонь, воду и медные трубы. Нечасто при­ ходится встречать людей, столь щедро на­ деленных природной естественностью. Кон­ такт с Вячеславом Сергеевичем устанавли­ вается сразу, без предварительной настрой­ ки на «нужную волну». Ощущение такое, что встретил своего старого доброго знако­ мого, который готов помочь тебе вполне искренне. Говорит Демиденко спокойно, избегая общих фраз «ни о чем». Слушать его интересно, ибо он мыслит не шаблон­ но, готовых ответов у него нет. Речь, разумеется, зашла о содружестве, о «больших и малых кольцах», к которым Вячеслав Сергеевич имеет непосредственное отношение, — Знаете,— сказал Демиденко,—: содру­ жество, безусловно, вещь полезная, но ког­ да мы его хвалим, не надо забывать и дру­ гое: оно ведь возникло, чтобы как-то ком­ пенсировать существующие недостатки и неувязки. Если бы все было четко проду­ мано, если бы каждый коллектив выпол­ нял свою работу в срок и добросовестно, мы бы, наверное, обошлись без содружест­ ва. Скажем, мы со своей бригадой прорабо­ тали несколько месяцев на заводе, который готовит металлоконструкции для Саяно- Шушенской ГЭС. Завод не успевал с на­ шим заказом, и мы им помогали. С одной сто­ роны,— взаимовыручка. С другой — при­ крывались чьи-то грехи. Я думаю, когда все хорошо будет организовано, потребность в содружестве исчезнет... Я спросил, какой период был для него здесь, в Саянах, самым трудным. Он заду­ мался. — Пожалуй, осень 1978 года, монтаж первого агрегата... Что еще? Ну, паводок в 1979 году тоже дал нам, как говорится, прикурить. Кое-что я уже слышал об этом потопе, когда из-за небывалого таяния снегов рез­ ко увеличился приток воды, и в июне Ени­ сей ринулся поверх восьмидесятиметровой плотины, круша все на своем пути. — Снесло вот эту эстакаду, на которой мы с вами сейчас стоим,— спокойно произ­ нес Вячеслав Сергеевич,— а самое непри­ ятное было то, что затопило здание ГЭС. Понятно, пришлось законсервировать пер­ вый агрегат, который уже давал ток. По­ ставили насосы, стали откачивать воду. В общем, потеряли на этом паводке меся­ ца полтора. Второй агрегат по плану долж­ ны были пустить к ноябрьским праздникам, но теперь специалисты считали, что после такого ЧП мы с полгода будем, как гово­ рится, приходить в себя. — Так оно и получилось? — не выдер­ жал я. — Да нет, успели,— Демиденко словно оправдывается.— Как раз 5 ноября дали ток. Поработать, конечно, пришлось... Мне рассказывали, что однажды Деми­ денко довелось выступать на совещании, где присутствовал министр энергетики П. С. Непорожний. Выступление было настолько квалифицированным и грамотным, что ми­ нистр принял его за инженера и поинтере­ совался, после совещания, какой институт Демиденко закончил. Спрашиваю бригадира, не возникало ли у него желание получить высшее образова­ ние? — Может, и возникало, да времени не было,— ответил Вячеслав Сергеевич.— А теперь уже поздновато. Произносит он это без сожаления, но и без пренебрежения, мол, мы тут универси­ тетов не кончали... Знания он ценит, много читает спецлитературы, стараясь всегда быть .в курсе всех новинок в гидроэнергети­ ке. Слышал я мнение, что Демиденко чув­ ствует машину, как живое существо. Сам он к такой версии относится довольно скеп­ тически. «Все зависит от технической гра­ мотности, от опыта,— без этого, как бы хо­ рошо ни «чувствовал» машину, толку не бу­ дет». Еще один штрих к портрету. В августе 1977 года Демиденко в составе делегации Красноярскгэсстроя приехал на Ленинград­ ский металлический завод принимать рабо­ чее колесо для первой турбины. В принци­ пе, командировка носила праздничный ха­ рактер, нужно было выступить на торжест\ венном митинге, но Вячеслав Сергеевич по-| старался «выжать» из поездки массу техни­ ческой информации. Он дотошно расспраши­ вал заводских специалистов об особенно­ стях 90-тонного рабочего колеса, и все эти сведения очень пригодились бригадиру при монтаже первой турбины. Пожалуй, он слишком невозмутим, слиш­ ком спокоен. Вероятно — только внешне. Как и всякий человек, он не чужд никаких эмоций. Но, похоже, и гнев, и радость, и прочие чувства Демиденко не любит демон­ стрировать. Ровность его в отношениях с людьми вызывает уважение, но я подумал, что за такую сдержанность часто распла­ чиваются собственным здоровьем. Предпо­ ложение мое подтвердилось: Вячеслав Сер­ геевич уж успел перенести инфаркт. Мон­ таж агрегатов — не будем забывать — ра­ бота нервная... На протяжении нашей беседы к Демиден­ ко постоянно кто-нибудь подходил, и он, извинившись, переключался на дела произ­ водственные. Понятно, что при его занято­ сти тратить полтора часа на интервью — роскошь непозволительная, но ни словом, ни жестом Демиденко не намекнул, что по­ ра и честь знать. Как истинный профессио­ нал он уважал чужой труд. От меня требо­ валось тоже самое. Мы попрощались. Вячеслав Сергеевич протянул мне длинную руку и, не торопясь, зашагал к машзалу. Вспомнив про послед­ ний вопрос, я окликнул его и, указывая на транспарант с надписью: «Обеспечим пуск 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2