Сибирские огни, 1982, № 10
тами хлопот тоже хватает, но это уже по вторение пройденного пути. На встречу с Демиденко я шел с неко торыми опасениями: когда все дружно хва лят человека, не жалея эпитетов, всегда боишься испытать разочарование. Я знал одного токаря, который, достигнув зенита славы, стал пить исключительно коньяк и не столько говорить, сколько — изрекать истины, бронзовея прямо на глазах. Что ж, и такое бывает. Давно известно: одно из труднейших испытаний — испытание почес тями. Но в данном случае мои опасения не подтвердились. По узкой лесенке, из чрева машинного зала, поднялся высокий, очень худой чело век с негустыми усами пшеничного цвета, в каске и выгоревшей куртке. Было в нем что-то от усталого солдата, прошедшего огонь, воду и медные трубы. Нечасто при ходится встречать людей, столь щедро на деленных природной естественностью. Кон такт с Вячеславом Сергеевичем устанавли вается сразу, без предварительной настрой ки на «нужную волну». Ощущение такое, что встретил своего старого доброго знако мого, который готов помочь тебе вполне искренне. Говорит Демиденко спокойно, избегая общих фраз «ни о чем». Слушать его интересно, ибо он мыслит не шаблон но, готовых ответов у него нет. Речь, разумеется, зашла о содружестве, о «больших и малых кольцах», к которым Вячеслав Сергеевич имеет непосредственное отношение, — Знаете,— сказал Демиденко,—: содру жество, безусловно, вещь полезная, но ког да мы его хвалим, не надо забывать и дру гое: оно ведь возникло, чтобы как-то ком пенсировать существующие недостатки и неувязки. Если бы все было четко проду мано, если бы каждый коллектив выпол нял свою работу в срок и добросовестно, мы бы, наверное, обошлись без содружест ва. Скажем, мы со своей бригадой прорабо тали несколько месяцев на заводе, который готовит металлоконструкции для Саяно- Шушенской ГЭС. Завод не успевал с на шим заказом, и мы им помогали. С одной сто роны,— взаимовыручка. С другой — при крывались чьи-то грехи. Я думаю, когда все хорошо будет организовано, потребность в содружестве исчезнет... Я спросил, какой период был для него здесь, в Саянах, самым трудным. Он заду мался. — Пожалуй, осень 1978 года, монтаж первого агрегата... Что еще? Ну, паводок в 1979 году тоже дал нам, как говорится, прикурить. Кое-что я уже слышал об этом потопе, когда из-за небывалого таяния снегов рез ко увеличился приток воды, и в июне Ени сей ринулся поверх восьмидесятиметровой плотины, круша все на своем пути. — Снесло вот эту эстакаду, на которой мы с вами сейчас стоим,— спокойно произ нес Вячеслав Сергеевич,— а самое непри ятное было то, что затопило здание ГЭС. Понятно, пришлось законсервировать пер вый агрегат, который уже давал ток. По ставили насосы, стали откачивать воду. В общем, потеряли на этом паводке меся ца полтора. Второй агрегат по плану долж ны были пустить к ноябрьским праздникам, но теперь специалисты считали, что после такого ЧП мы с полгода будем, как гово рится, приходить в себя. — Так оно и получилось? — не выдер жал я. — Да нет, успели,— Демиденко словно оправдывается.— Как раз 5 ноября дали ток. Поработать, конечно, пришлось... Мне рассказывали, что однажды Деми денко довелось выступать на совещании, где присутствовал министр энергетики П. С. Непорожний. Выступление было настолько квалифицированным и грамотным, что ми нистр принял его за инженера и поинтере совался, после совещания, какой институт Демиденко закончил. Спрашиваю бригадира, не возникало ли у него желание получить высшее образова ние? — Может, и возникало, да времени не было,— ответил Вячеслав Сергеевич.— А теперь уже поздновато. Произносит он это без сожаления, но и без пренебрежения, мол, мы тут универси тетов не кончали... Знания он ценит, много читает спецлитературы, стараясь всегда быть .в курсе всех новинок в гидроэнергети ке. Слышал я мнение, что Демиденко чув ствует машину, как живое существо. Сам он к такой версии относится довольно скеп тически. «Все зависит от технической гра мотности, от опыта,— без этого, как бы хо рошо ни «чувствовал» машину, толку не бу дет». Еще один штрих к портрету. В августе 1977 года Демиденко в составе делегации Красноярскгэсстроя приехал на Ленинград ский металлический завод принимать рабо чее колесо для первой турбины. В принци пе, командировка носила праздничный ха рактер, нужно было выступить на торжест\ венном митинге, но Вячеслав Сергеевич по-| старался «выжать» из поездки массу техни ческой информации. Он дотошно расспраши вал заводских специалистов об особенно стях 90-тонного рабочего колеса, и все эти сведения очень пригодились бригадиру при монтаже первой турбины. Пожалуй, он слишком невозмутим, слиш ком спокоен. Вероятно — только внешне. Как и всякий человек, он не чужд никаких эмоций. Но, похоже, и гнев, и радость, и прочие чувства Демиденко не любит демон стрировать. Ровность его в отношениях с людьми вызывает уважение, но я подумал, что за такую сдержанность часто распла чиваются собственным здоровьем. Предпо ложение мое подтвердилось: Вячеслав Сер геевич уж успел перенести инфаркт. Мон таж агрегатов — не будем забывать — ра бота нервная... На протяжении нашей беседы к Демиден ко постоянно кто-нибудь подходил, и он, извинившись, переключался на дела произ водственные. Понятно, что при его занято сти тратить полтора часа на интервью — роскошь непозволительная, но ни словом, ни жестом Демиденко не намекнул, что по ра и честь знать. Как истинный профессио нал он уважал чужой труд. От меня требо валось тоже самое. Мы попрощались. Вячеслав Сергеевич протянул мне длинную руку и, не торопясь, зашагал к машзалу. Вспомнив про послед ний вопрос, я окликнул его и, указывая на транспарант с надписью: «Обеспечим пуск 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2