Сибирские огни, 1982, № 10
жалуй, чересчур много. Первым моим ги дом стал Юрий Георгиевич Шпыренок, за- і^естикель секретаря парткома. Понимая, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, он вызвал машину, и мы отпра вились на смотровую площадку. По дороге Юрий Георгиевич знакомил меня с биогра фией Саяно-Шушенской ГЭС. Поиск подходящего створа будущей гид ростанции начался еще в 1954 году. В конце концов остались три створа-пре- тендента: Кибик-Кордонский, Джойский и Карловский. У каждого варианта были свои сторонники и свои противники. В июле 1962 года Государственная комиссия, кото рую возглавил авторитетнейший гидротех ник Александр Алексеевич Беляков, при ехав в Саяны, остановила выбор на Кар- ловском створе (название связано с речкой Карловой, притоком Енисея). В 1963 году баржа доставила на безлюдные берега пер вый экскаватор... Рассказывая, Юрий Георгиевич внима тельно осматривал дорогу, по которой под нималась в гору наша «Волга», и бросал шоферу короткие фразы: «Мусор сгребли! Молодцы! Железяки убрали! Хорошо!» Внезапно до меня дошел смысл его реплик: строители цавсли марафет по случаю моего визита. Знали, что приезжает писатель — и привели дорогу в порядок. Умиление ох ватило меня, захотелось сказать нечто теп лое, мол, стоило ли так хлопотать, дорогие товарищи... Но Юрий Георгиевич, опередив меня, сообщил, что сегодня, после обеда, по этой дороге должен проехать писатель из ФРГ с супругой, так что нельзя ударить лицом в грязь. На какой-то миг мне стало обидно, но затем я здраво рассудил, что этот факт должен радовать: я для строите лей «свой человек», от которого ничего не надо скрывать. Другое дело — заграничные литераторы, способные на любое очерни тельство. Смотровая площадка расположилась на правом берегу Енисея, высоко над плотиной. Открывающаяся отсюда панорама в первый момент оглушает своими Масштабами. Не можешь ни говорить, ни думать, одно лишь желание — смотреть, смотреть, смотреть... Представь себе, читатель, глубокий каньон со скалистыми берегами, вернее, стенами, высотой около девятисот метров. Горловина каньона (это и есть Карловский створ) пе регорожена гигантским дугообразным телом плотины, которая выгнутой часГью сдержи- зает напор Саянского моря. Концы этой бетонной дуги уходят глубоко в скалы. Та кая конструкция, называемая арочно-грави тационной, позволяет «переложить» нагруз ку на берега Енисея. Потому-то так тщательно выбиралй створ, где скалы пона дежней, покрепче. В те дни, о которых идет речь, высота плотины уже равнялась ста шестидесяти восьми метрам. К концу строительства вы сота ее достигнет отметки двести сорок пять метров. Для сравнения стоит вспом нить, что высота плотины Красноярской ГЭС — сто двадцать четыре метра, Усть- Илимской ГЭС — сто пять метров, Братской ГЭС — сто шесть метров. Я потому ударил ся в цифры, чтобы легче было представить, какой колоссальный объем бетонных работ потребовался для сооружения Саянского гидроузла. Самое удивительное, что людей почт1!* не видишь. И не потому, что велико расстоя ние от смотровой площадки,— тот же эф фект сохраняется и вблизи плотины. Все дело, наверное, в соотношении размеров людей и плотины: на фоне гигантской бетон ной стены человек просто не воспринимает ся. Даже «БелАЗы», ползущие по эстакаде, выглядят игрушечными. Единственные ме ханизмы, которые бросаются в глаза с лю бого расстояния, это — восемь кранов, гру зоподъемностью двадцать пять тонн каж дый. Они .были изготовлены специально для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Находясь на смотровой площадке, испы тываешь различные чувства. Первое и, по жалуй, самое сильное ощущение — гор дость за людей, способных возводить такое, я бы сказал, космическое сооружение. Здесь начинаешь понимать глобальность проектов, задуманных и осуществляемых человечест вом. Начинаешь понимать, что деятельность человечества становится соизмеримой с процессами, происходящими в природе. И уже не можешь воспринимать Землю как огромную планету — теперь отчетливо пред ставляешь ее ограниченность. Она — всего лишь Дом, грубо говоря, «коммуналка» средних размеров,в которой обитает челове чество. И потому, вероятно, с каждым го дом будет возрастать ответственность каж дого живущего в этом Доме за его судьбу. По дороге к плотине мой провожатый спросил, с кем из знатных бригадиров мне хотелось бы встретиться. При всем моем уважении к знатным людям, я попросил познакомить меня с обычным бригадирам, о котором еще не писали очерков и не сни мали документальных фильмов. «Понят но,— кивнул Юрий Георгиевич и, перебрав в уме возможных кандидатов, произнес:— Ростислав Цыкало, руководит бригадой плотников-бетонщиков, 1942 года рожде ния...» Ростислава мы подкараулили в обеден ный перерыв, когда он шел в столовую. Ху дой, словно бегун на длинные дистанции, чуть выше среднего роста, голубоглазый, он чем-то напоминал киноактера Солоницына в роли Андрея Рублева. Познакомив нас, Юрий Георгиевич укатил встречать писате ля из ФРГ, а мы с бригадиром остались стоять у входа в столовую. В эти первые минуты мы оба чувствовали себя водолаза ми, которые собрались беседовать прямо в скафандрах. «Перекусим?» — предложил Ростислав. Уговаривать меня не пришлось. Комплексный обед № 2 протекал, как го ворится, в дружеской, непринужденной об становке. После рассольника мы уже были на «ты», а после гуляша беседа и вовсе на ладилась, хотя Цыкало относится к тем лю дям, которые предпочитают поменьше гово рить и побольше слушать. Я наблюдал за ним в вагончике, где собралось несколько бригадиров, чтобы выкурить по сигарете в оставшееся от перерыва время. Каждый из них поочередно «солировал», овладевая вниманием присутствующих, и только Рости слав молча улыбался, сидя в углу. «Э, брат,— подумал я тогда,— уж больно ты скромен для бригадира. Не хват <и не орел...» В Черемушки Цыкало попал вот как. Жил он в Североуральске, работал на ав токране. Услышав, что начинается строи- аі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2