Сибирские огни, 1982, № 10
развязная ворона лениво клевала печенье. «Засосет такую дуру в сопло,— размышлял я, неодобрительно следя за птицей,— и уй дешь в расцвете лет...». Словно подтверж дая мои мысли, ворона подпрыгнула и с хриплым криком понеслась к взлетной по лосе. К счастью, оказалось, что наши перна тые, в отличие от заграничных, ведут себя гораздо осмотрительней, избегая встреч с лайнерами. «Як-40», благополучно набрав высоту, взял курс на восток. Погасло таб ло, позволяя расстегнуть ремни, и тут я вспомнил, что лечу не праздным туристом, а — по заданию редакции. Стало быть, по лагалось не мешкая приступить к сбору материала. В случае крупного везения я мог встретиться с будущими героями буду щего очерка прямо здесь, на высоте шесть тысяч метров. Изучая пассажиров, я пытался по внеш ним признакам определить строителей гид ростанции, но ничего утешительного обнаружить не мог. Бросалось в глаза оби лие бабушек с малолетними внуками и внучками. Ребятишки вели себя так, словно самолет был их родным домом. Они лизали иллюминаторы, гуляли в проходе, дергали все, что можно дернуть, и каждые десять минут просилйсь в туалет из чистого лю бопытства. Поначалу мое внимание привлекла по жилая пара, но затем супруги стали спо рить, продавать овец или не продавать, и пришлось вычеркнуть их из списка «пре тендентов». Молодой человек в очках с ми лой спутницей были отметены без колеба-. ний: ну какие из них’ строители Саяно- Шушенской ГЭС! Перебрав почти всех пассажиров и уже потеряв надежду, я засек наконец потенци ального героя совсем рядом — он сидел пе редо мной. Ошибиться было трудно: брон зовое от ветра и солнца лицо (понятно — работает на свежем воздухе), широкие мо золистые пальцы (ясно — человек физиче ского труда). А читал он — вот оно, не опровержимое доказательство! — роман Ф. Гладкова «Цемент». Сердце мое засту чало в охотничьем азарте, и я начал «под крадываться». Увы, и здесь меня ждало разочарование. Товарищ, оказавшийся мо им земляком, сварщиком пятого разряда, летел в Саяногорск, в гости к сестре... Тем временем слева по борту возникли очертания саянских хребтов, и наш «Як» начал снижаться над желтоватыми хакас скими степями. «Енисей!» — произнес кто- то с уважением, и я прилип к иллюминато ру, чтобы с высоты птичьего полета взгля нуть на знаменитую реку. Признаться, ничего особенного я не увидел. Внизу не торопливо петляла равнинная река, раз дробленная островками на рукава. Остав ляя пенистый след, ползли моторки, катера. По берегам то тут,, то там лежали заго рающие, похожие на игрушечных пупсов. Но не прошло и часа, как я увидел со вершенно иной Енисей. Автобус катил в поселок гидростроите лей Черемушки. Резко оборвались степи, дорога вползла в так называемый Саянский коридор, и вот здесь-то, за одщш из пово ротов, возникла картина — из тех, что суж дено помнить до конца жизни. Между скалистыми берегами, отливая темной синевой, неслась Река. В ее движе нии не было ничего чрезмерного: ни дикой ярости горных потоков, ни томной равнин ной лени. Ровно и сильно бежал молчали вый зверь, полный достоинства и скрытой мощи. И был момент, когда я почувствовал себя древним язычником, готовым покло няться Реке как божеству, которое может жестоко карать и щедро приносить удачу... Некоторое время я находился в восторжен ном состоянии горожанина, обитателя па нельных ячеек, которому вдруг открылся лик первозданной природы. Но рев, от ко торого задрожал наш автобус, заставил меня забыть о Енисее. Громадина с колесами в человеческий рост пронеслась мимо с тяжким гулом, напомнив, что на дороге деловой двадца тый век. Встречаться на узком шоссе с мощными «БелАЗами» грузоподъемностью в двадцать пять тонн — удовольствие, мяг ко говоря, ниже среднего. Особенно понача лу, с непривычки. А встречаться с крДсав-' цами самосвалами приходится почти каж дые пять минут. Водители их возвышаются над миром, посматривая вниз, на прочую автомелюзгу, с равнодушием погонщиков слонов. Впрочем, к присутствию «БелАЗов» на дороге постепенно привыкаешь, хотя, насколько мне помнится, пассажиры в ав тобусах предпочитают садиться с правой стороны. Прежде, чем выкладывать свои впечат ления о поселке гидростроителей, позволю себе небольшое отступление. Поэтизация бытовой неустроенности, так называемая палаточная романтика, еще не так давно насаждавшаяся с помощью песен и публи каций, постепенно приучила нас к нелепой мысли: чем хуже — тем лучше! Дескать, выше нос, ребята! Мол, неудобства и труд ности — это очень даже здорово. А если еще взять в руки гитару, то любые тяготы мигом забудутся, и тогда сам черт тебе не страшен... Сейчас, к счастью, подобные бодрячества уступили место здравому под ходу. Стало ясно, что нормальное жильѳ, к примеру, способствует трудовым подви гам гораздо эффективней, чем самая, рос кошная палатка. И в этом смысле" опыт Черемушек, конечно же, заслуживает вни мания. Настроенный на безрадостный пейзаж временных поселений, я слегка ошалел от благостной дачной тишины. Современные пятиэтажные дома, никаких бараков, гр<"- зи, пыли. Между домами — сосны. Точнее говоря, между соснами стоят дома. Сама плотина возводится в нескольких километ рах от поселка, так что ее отсюда не вид но. Поскольку день был жаркий, воскрес ный, мне показалось, что Черемушки силь но смахивают на крымский поселок Фрун зенское, лежащий под знаменитой Медведь- горой. Разумеется, сходство это можно принять с большой натяжкой, ибо зимой Крым и Сибирь, как говорится, две боль шие разницы. И все же ощущение курорт- ности в первый момент было для меня не ожиданным. Поселок расположен в небольшой доли не, на левом берегу Енисея. Обойти Чере мушки можно буквально за двадцать ми нут. Надо отдать должное проектировщи кам: онц не ударились в распространенный 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2