Сибирские огни, 1982, № 10

ОЧЕРК IЛ ПНБЛІЛІШСТІЛКА Леонид Треер ПУТЕШЕСТВИЕ В САЯНЫ Летом, как известно, людям не сидится. Ветер странствий будоражит души, и горо­ жане, оторвавшись от родных телевизоров, отправляются в путь, раззадоренные Юри­ ем Сенкевичем. Они бредут нехожеными тропами, сплавляются по диким рекам, спускаются в кратеры или, в крайнем слу­ чае, едут в командировку. Всем хочется вырваться хотя бы на месяц из беличьего колеса повседневности. Подобную жажду к- перемене мест довелось испытать мне ми­ нувшим летом. В июле меня вдруг охватило смутное беспокойство. Словно домашний гусь, с за­ вистью следил я за клином друзей и зна­ комых, устремившихся к авиакассам. Вдо­ бавок, старая цыганка, высматривающая добычу в районе автовокзала, встрепену­ лась, увидев меня, и долго шла следом, предсказывая длинную дорогу и нечаян­ ную встречу... Кончилось все тем, что я очу­ тился в редакции «Сибирских огней», где передал о своем желании. «В чем же дело! — удивились в журна­ ле.— Поезжай, окунись, взгляни свежим глазом и напиши». «Куда ехать-то?» — проглотил я на­ живку. «Куда хочешь! Выбирай маршрут по ду­ ше». Воображение, разумеется, тут же зара­ ботало в экзотических направлениях. Ска­ жем, заполярная тундра, последний шаман, красавцы олени, ломающие рога в брач­ ных схватках... Или вот: золотые прииски, молчаливые артельщики, пудовый саморо­ док, обнаруженный при мне удачливым старателем... А может, китобойная флоти­ лия, южные широты, суровые гарпунеры, касатки, идущие на таран? — А может, висячие сады Семирами­ ды? — подхватили в отделе очерков.— Или путешествие по Амазонке, уха из пи­ раньи, неизвестное племя с каменными ору­ диями труда? Нет, старик, это не наш про­ филь. Поезжай ты лучше в Саяны, погляди на флагман гидроэнергетики. Не пожале­ ешь! Предложение было настолько неожидан­ ным,. что я растерялся. Мое изумление бы­ ло истолковано как радостное согласие. 88 Мне тут же выдали командировочное удо­ стоверение, деньги и пожелали творческих удач. К вечеру до меня начала доходить вся тяжесть задания, за которое я взялся столь легкомысленно. Что нового можно сказать о Саяно-Шушенской ГЭС, если б ней уже написаны десятки очерков и ре­ портажей. Урожай, как говорится, собран, и мне там нечего делать. К тому же, по ро­ ду литературной привязанности я Причис­ лен к так называемым «санитарам общест­ ва». Но разве фельетона ждет от меня солидный журнал!. Тем более что речь идет о гордости отечественной гидроэнергетики... Одним словом, на другой день я позвонил «заказчику» и объявил о своем банкротстве. — Поздно! — ответил холодно голос в трубке.— Твой самолет отправляется че- ,рез четыре часа.— И добавил помягче: — Не волнуйся. Никто не ждет от тебя ше­ девра... •Успокоенный таким образом, я отпра­ вился в аэропорт. День отъезда—■ день приезда Я давно заметил странную закономер­ ность: накануне вылета мне непременно встречается знакомый и начинает расска­ зывать, как он едва не попал в авиакатаст­ рофу (забарахлил двигатель, не выуска- лось шасси, ударила молния и т. д.). Смысл подобных рассказов заключается, по-види- мому, в том, чтобы подготовить будущего пассажира к возможным неприятностям и заразить его оптимистической верой в бла­ гополучный исход. На сей раз знакомые не попадались мне, и я уже решил, что впервые традиция бу­ дет нарушена, как вдруг, перед самой по­ садкой в самолет, наткнулся на крохотную заметку в «Известиях». В ней сообщалось о японском «Боинге-747», который чудом избежал аварии, вызванной птицами, по­ павшими в двигатель. Оглядевшись, я об­ наружил на территории аэродрома мно­ жество пернатых. В двух шагах от меня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2