Сибирские огни, 1982, № 10
И Директор отвечал так: _ Секрета вовсе нет. Ведь всякому известно, чем добрее музыкант, тем лучше его музыка. Конечно, и свистулька у него особенная... — А в чем же ее особенность? — В том, что слепил ее знаменитый Профессор чародейства, фокусов и забав, ко торый проживает в деревне Веселые Горы. Там, с одной стороны деревни,— поля, пашни. А с другой— дремучий бор. А в том бору — прозрачное озеро. Чтобы замесить глину, Профессор брал воду из этого озера. Поэтому голос у пташки чистый и звонкий. К со жалению, громко играть на ней нельзя. А я лично обожаю громкую музыку — гак, что бы в ушах трещало! — А кто же научил играть вашего клоуна? — Конечно, тот же знаменитый Профессор. Жура — его любимый ученик! Д ж и н с о в а я с т а р у х а . Над цирковым входом сияли буквы: «СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО! МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОУН ЖУРА И ЕГО ВОЛШЕБНАЯ СВИСТУЛЬ КА! ПРИХОДИТЕ К НАМ — СЛУШАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, МЕЧТАТЬ!» Каждый день, подходя к своему цирку, клоун читал эту светящуюся надпись и чувствовал себя счастливым. Для настоящего клоуна нет в жизни большего счастья, чём радостный смех в зале и доброе внимание публики. Однажды — это было весной, в конце апреля — он заметил в первом ряду, в кресле номер семьдесят семь, маленькую старуху. Худенькая такая, лицо' темное, смуглое, как будто сильно загорелое. Глаза смотрят пронзительно, и в них словно огонек поблески вает. Поверх крючковатого носа большие квадратные очки. Одета старуха была, прямо скажем, не по возрасту: в ярко-синий модный джинсо вый костюм со множеством блестящих пуговиц. Не'из-за джинсового костюма, не из-за пуговиц (их каждый может нашить сколько угодно) і не из-за этой ерунды обратил клоун внимание на старуху. Нет! Старуха не смеялась — вот в чем было дело! Даже не улыбалась. Она морщилась как от зубной боли, когда в полной тишине пела глиняная птичка. Все, абсолютно все — мужчины, женщины, мальчики и девочки, старики и младен цы,-военные и школьники — смеются от души, а потом слушают удивительную мелодию. И только одна эта старуха кривится и морщится... С т р а н н ы й р а з г о в о р . Поздно вечером Жура вышел из цирка. На улице было темно. Моросил холодный дождь. Фонари отражались в стылых лужах. Жура повернул в переулок к своему дому, как вдруг за углом увидел... Кого бы вы думали? За углом его поджидала та самая джинсовая старуха в квадратных очках на крючковатом носу. Во мгле ярко светились металлические пуговицы. — Извините, молодой человек,— скрипучим голосом сказала старуха.— Но мне нужна кошка! — Не понимаю... — Чего ж тут непонятного? Я, кажется, ясно сказала: отдайте моего рыжего кота!.. Или продайте. За любые деньги. — Нет у меня ни кошки, ни кота. Ни рыжего, ни серого. Ошиблись, бабушка: ко шек не держу. ’ — Странно...— Старуха покрутила головой, словно нюхала воздух.— Тут ошибки быть не должно,— я чую, что рыжий кот где-то поблизости. Что ж, не хочешь отдать, не хочешь продать— пеняй на себя, журавлиная нога! Она круто повернулась. Пуговицы сверкнули, как молния, вдруг ничего нельзя ста ло разглядеть вокруг... Клоун зажмурил глаза... А когда открыл — в переулке никого не было. Н а д р у г о й в е ч е р в ц и р к е . Представление началось как обычно; выступали акробаты, жонглеры, наездники... Наконец публика дождалась: «Выступает знаменитый лирический клоун Жура!..» Он весело выбежал на манеж в своих неуклюжих красных ботинках и взмахнул руками. Потом стал пританцовывать... Прыгать! Высоко прыгать! Он даже сделал саль то! Казалось, его длинные несуразные ноги и руки вот-вот перепутаются между собой и он сейчас грохнется, растянется на манеже. Но это только казалось! «Ах, какой он ловкий) Какой сильный и гибкий!» — восхищались зрители. А клоун вдруг замер, как журавль, на одной ноге... Вот он стал чрезычайно серь езным и, запрокинув голову, уставился взглядом в одну точку — куда-то вверх, под самый купол цирка... Медленно погасли белые прожекторы. Густой темно-фиолетовый свет поплыл над 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2