Сибирские огни, 1982, № 10
Аскольд Якубовский. Зѵмттмш ■ снегу. Повести и рассказы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. Название мгновенно подсказывает во ображению редкостные причуды природы, и сразу предчувствуешь встречу с чем-то необычным и неминуемо радостным. Но гаснет чувство от соприкосновения с излишним рационализмом, охватывает холод от жесткой логики иных современ ников наших, как только начинаешь зна комиться с героями новой книги Аскольда Якубовского... Человек утверждается разумом, а мысль возникает и оформляется трудно: «...Мысль очень похожа на ребенка — она зачинает ся, рождается, вырастает. Ее нужно схва тить, питать усилием размышлений». Иван Матвеевич, искусствовед из не большого рассказа А. Якубовского, испо ведально сообщил об одном своем «неэсте тичном поступке»: «Вы нс поверите, но поступок этот я совершил, чтобы сберечь мысль. Была яркая зимняя ночь, мороз, луна. Я стоял у окна и обдумывал тему: «Сибирская школа художников-пейзажи- стов». Я выключил свет и стоял в темноте, чтобы сосредоточиться. Но этому все что- то мешало: скрип шагов с улицы. Мешая думать, в прихожей скулила Земляника — собачка с шапку величиной. Собака кро хотная, красная, пучеглазая, сиротливая и нервная. Жила она у нас недели две-три. По-моему, собачку бросили переезжавшие хозяева, и мои женщины взяли ее. Я слу шал визги Земляники, и раздражение охва тывало меня, хуже того, отчаяние, т. к. мысль не давалась мне, а ускользала». Иван Матвеевич вывел Землянику в ночь, поманил по дороге к частным домам. Было холодно. Иван Матвеевич подхватил собаку под локотки и посадил в снег, в чей-то палисадник. Под коркой снег ока зался рыхлым и сыпучим, и Земляника по грузилась в него. И на снегу оказалась только ее голова, и «...блеск в очень боль ших глазах, прямо смотрящих на меня. Запищи она, я бы ее взял. Но Земляника молчала, и я ушел домой, предполагая, что собака убежит в свою котельную». Утром совесть все-таки обеспокоила Ивана Матвеевича, и он пошел взглянуть на оставленную на морозе собаку. Она стояла в снегу, глаза ее были от крыты, но припорошены снегом. Он по трогал ее — камень! Это огорчило Ивана Матвеевича. Но не проходило радостное ощущение ясного утра и солнца. «Мысль, как бабочка, опустилась к нему. Он запи сал ее». Иван Матвеевич был очень доволен со бой: мысль нашел! «Да, он виноват перед собакой и должен наказать себя сверхурочной работой над найденной мыслью». . Вот и весь рассказ. Но трудно выходить из его напряженного нравственного поля. Оказывается, как легко подбирать объек тивные объяснения поступку, пусть даже он аморален. Всем можно поступиться, ото всего избавиться для пользы дела. Под вигаемый рационализмом, .этот человек полностью лишился состраданья. А по Якубовскому, все живое имеет рав ное естественное право на существование. Кроме того, оно, это живое, наделено не менее сложными свойствами, чем сам че ловек. Собаки отличаются привяэанностью, верностью, умением улавливать настрое ние и беспокойство друга. Об этих качест вах животных, не всегда доступных чело веку, и поведал автор в повести «Четверо». Й вся книга А. Якубовского, • а в ней опубликованы три повести и рассказы, на писанные в разные годы, это свидетель ство искреннего изумления человека перед мудростью всего живущего на земле. В сущности, бытие человека — это ощу щение, понимание родства со всем живым, сознание невозможности полноценной жиз ни человека, выключенного из ппироды. Особенно точно показывает это А. Якубов ский в повести «Багряный лес». Автор психологически точно показывает возможности контакта человека с приро дой, показывает великую доброту мира. Особое место занимает в книге раздел «Вечная охота». Это рассказы о неугаси мой страсти, пронесенной через тысячеле тия, о таланте охотничьих собак. А. Якубовский, геолог по профессии, охотник, в рассказах этого цикла не столь ко описывает охоту, сколько прощается с ней, сообщая, что эта людская деятельность по причине малочисленности животного ми ра утратила право на существование. Известен был всем брошенный пес Ло бастый. Он легко прибивался к охотнику и благодарно отдавал ему свой поисковый талант: выслеживал дичь, приносил уби тую,— одним .словом, преданно работал до ухода в город случайного хозяина. Пес был безродный — его бросали. С приходом доугих охотников — все повторялось. И герой рассказа «Лобастый» тоже ос тавлял его на перроне. «Лобастый сжался щетинистым комом, понурив голову. Ря дом его тень, круглая, угольно-черная. Меня вдруг ожгла мысль — пес все пони мал. Он понимал свою ненужность, забро шенность. Мне стало жаль собаку. Случай подарил ей светлый ум и охотничью страсть. Щедрый дар сделал ее несчаст ной. Будь Лобастый как все, он дрался бы, воровал, водил дружбу с псами и был бы счастлив собачьим счастьем: сытостью, теплом, дракрй. Но одаренность вырвала его из круга простых животных радо стей»... Собака Стрелка, до самозабвения слу жившая охотничьей страсти, упала на охо те замертво. «Она шла навстречу солнцу, окруженная его сиянием. Солнце брызгало мне в лицо и оттого казалось — горят верхушки трав зеленым пламенем. Стрелка замерла на стойке, обернулась ко мне, исчезла... Те перь мне иной раз такое подумается: хо рошо умерла Стрелка, радостно. Дай бог каждому умереть за любимым делом». Но вся любовь, все привязанности, весь юмор Якубовского-рассказчика сосредо точились на собаке Фрам. С воспоминания ми о нем, а вернее о собаке, послужившей прообразом Фрама, испытал писатель А. Якубовский благодарную любовь к другу и внушил нам эту любовь с тихой светлой признательностью. Новая книга сибирского писателя А. Якубовского, я сказал сибирского без боязни сузить значение всего его творче ства, изобилует именно сибирскими заме 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2