Сибирские огни, 1982, № 10
Зубарева — в щедром лиризме, в умении, я бы сказал, сделать «стоп-кадр» в хорошем смысле слова,— остановить мгновенье, соз дать красочную картину. .Думается, что отмеченные недостатки — частности, при более тщательном отборе стихов их можно было бы избежать. Глав ное же, поэт стоит на верном пути. Три его книги можно уподобить завязи, ростку, мо лодому дереву. Дело не только в растущем объеме книг. Расширяется круг тем поэта, все более острым становится видение мира. Древо поэзии Валерия Зубарева бурно ра стет, его крону питают глубокие корни, свя зывающие поэта с сибирской землей. Г. ЧУПИН Виктор Кузнецов. Что имеем — не храним... Рассказы. Магаданское кн. изд-во, 1981. Во многих рассказах Виктора Кузнецо ва — особенно в рассказах о детстве — от четливо видна биографическая основа, уси ливающая в повествовании элемент досто верности. Это первая книжка молодого прозаика (а Виктор Кузнецов действитель но молод — ему едва исполнилось тридцать лет), в ней он словно бы намечает програм му для дальнейшей работы, обозначает точ ки отсчета своих художественных поисков, расставляет акценты. Виктор Кузнецов родился и вырос на станции Безменово Новосибирской области, а в дальнейшем, после службы в рядах Со ветской Армии, поселился на Колыме. Пото му-то в его рассказах часто называются конкретные сибирские и колымские городки и поселки, в которых живут его герои. В 1979 году В. Кузнецов был участником VII Всесоюзного совещания молодых писа телей в Москве. С чем же выходит молодой прозаик к чи тателю, что его волнует? В рассказе «Песня про человека» дед говорит своему внуку, сибирскому деревенскому мальчику: «Жить- то так надо, чтобы про кажного человека песню спеть было можно! Чтоб хоть она осталась-то напосле всего. Понимаешь меня?» Песня, как символ самого светлого и чи стого в жизни человека, проходит почти через все рассказы В. Кузнецова. У школь ника Славки (рассказ «Гармонь») немного бывает в жизни радостных минут. Разве что когда придет он к деду Кондрату и тот расскажет ему не только про войну, а и про то, как в давние годы любил играть на гармошке. Он и научил бы сейчас играть Славку, но негде взять гармонь —живет Славка один с матерью, в общем-то несча стной женщиной, не сумевшей в свое вре мя сохранить верность Славкиному отцу. И только уже после смерти деда Кондрата на имя Славки пришла посылка от отца, ко торый как-то узнал о мечте сына и выслал аккордеон «Хохнер». Но теперь уже некому учить Славку игре, и все же остается вера, что он не изменит мечте, не изменит песне. Сходная ситуация и в рассказе «Варени ки». Наденька, на отлично закончившая во семь классов в сибирском поселке, собира ется ехать не нуде-нибудь, а в Москву, чтобы поступить в музыкальное училище. Перед отъездом она пришла на осмотр к хирургу районной больницы. Хирург узнает, что это его дочь, которую он не видел мно го-много лет, а девочка говорит, что ее па па погиб в автомобильной катастрофе. Но ведь это он, хирург Филатов, когда-то хо тел запретить Наденькиной маме занимать ся музыкой. Потому Наденька и не знает и не узнает своего настоящего отца. Нет, хи рург Филатов вовсе не деспот, но он не по нимает, что нельзя ломать крылья у мечты. И, может быть, только в этот момент, под писывая медицинскую справку своей доче ри, он осознает, что в жизни потерял не только жену, но потерял все. И хотя про жил жизнь не впустую, но без света, без песни. А осуществлению Наденькиной меч ты он уже помешать не в силах. В другом рассказе «День рождения» плотник Павел Зырянов в потрясенном со стоянии (он узнает, что ему изменяет люби мая жена) совершает тяжкое преступление и оказывается в колонии строгого режима. А потом условия сложились гак, что он чуть не замерз в снегах. Но выжил, вышел к людям полуживой. «Он шагал по краю дороги, сильно качался, останавливался и снова шел вперед. Устал. Улыбался, каза лось ему. И пел. Не вслух пел, а про себя. Там, внутри, душа пела». А душа-то у Пав ла добрая. У героев рассказов В. Кузнецова нелегкие судьбы. Но если к его героям присмотреться внимательно, то нельзя не заметить, что од ни из них (мать Наденьки в рассказе «Ва реники», дед Кондратий — «Гармонь», Гри горий Крайнов — «Предрассудки» и т. д.) вопреки обстоятельствам сохраняют песню в душе, а значит и самое душу. Недаром же говорят, что в песне —душа народа. Хотя выстоять перед ударами судьбы им не так-то легко. А другие делают шаг за ша гом в опасную сторону, в сторону душев ной черствости и эгоистичности (Саня в рас сказе «После свадьбы», Василий — «Что имеем — не храним», тот же хирург Фила тов из рассказа «Вареники», шофер из рас сказа «Пять рублей»), сами разрушают собственную жизнь и жизнь своих близких. Разрушают настолько, что исправить ее бы вает порой невозможно — время все-таки необратимо. Дрожащий огонек песни в рассказах В. Кузнецова воспринимается как символ чистоты, надежды и любви к человеку. И в мучительной тоске по любимой жен щине, которую Василий сам предал, стал пить, он в конце концов пытается найти хоть какой-то выход к свету, к настоящей жизни: «Что имеем — не храним, потеряв ши — плачем». Где-то он слышал эти слова. И не раз слышал. Кажется, это она, Римма, ему говорила. Конечно, она... И Василий мысленно начинает письмо, о котором он давно думает. В первой книге молодой писатель не ухо дит от художественного исследования труд ных и животрепещущих вопросов, встаю щих перед человеком. Тематика его расска зов расширяется. А это означает, что Вик тор Кузнецов находится на верном и плодо творном пути. 174 ВИКТОР КРЕЩИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2