Сибирские огни, 1982, № 10
С самого начала, с первых произведений Достоевский изображал «униженный и ос корбленный» русский. народ через опреде ленные «сверхтипы». Первым оформился тип «мечтателя». «Мечтатели» Достоевского из «Белых ночей» и «Хозяйки», как, впро чем, и все остальные, о которых ему так или иначе приходилось писать,— люди «чи стого сердца». И хотя эти герои — интел лигенты, они тот самый народ, от которого они сами себя не отделяли и не могли отде лить. «Их идеология и психология, естест венно, были пронизаны глубочайшим демо кратизмом,— пишет Одинокое и справед ливо замечает: — И все-таки со своим сознанием, что они — «народ», со своим «чи стым сердцем» они норовили в «обособле ние». В этом, по мысли Одинокова, и заключа лась глубочайшая трагедия многих героев Достоевского, трагедия, которую сознавал и верно отражал сам писатель. Страдая и сострадая вместе с народом, «мечтатели» одновременно чувствовали свою отделен- ность от него, свою «особость». Стремясь исследовать этот тип до конца, Достоевский ищет истоки его в русской истории, объяс няет появление «мечтателя» всем общест венным строем Руси. Не случайно Расколь ников у него приходит к мысли, что и он сам, «метящий в Наполеоны», может ока заться незначащей «букашкой» для подлин ного Наполеона. Тип «мечтателя» не был новым в русской литературе. Рассуждая о явлении, назван ном в книге «эстафетность», Одиноков пи шет: «Красивые герои» Пушкина, Лермон това, Тургенева, завершая свой историче ский путь, прикрылись обломовским^ хала том и погрузились в беспробудный сон». Герой Достоевского как будто деятелен, он постоянно мыслит... но как? «У него был выход, все примирявшей, это — спасаться во все «прекрасное и высо кое», конечно, в мечтах. Но чем упорнее он мечтал, тем больше совершал неблаговид ных поступков, тем «мельче» вел он себя в жизни. Становясь героем в мыслях, он лег ко сносил свое униженное положение в дей ствительности». Трагические «лишние лю ди»— Печорин, Онегин — не смирились бы с унижением. Мечтателя, Валковского, Рас кольникова сделала такими, как они есть, не только русская действительность—преж де всего их нежелание бороться с н^ю, «опу ститься» до прямого действия. Начав со светлого образа «мечтателя», Достоевский постепенно переходит к типу «подпольного человека». Но можно ли их разделить, можно ли свести всю задачу художника к «положи тельному» или «отрицательному» прочтению образа? Оторванный от жизни мечтатель немину емо должен был либо погибнуть, как то и происходит с героями ранних произведений Достоевского, либо превратиться в качест венно иное существо. Вспомним: Расколь ников вначале тоже только «мечтает», од нако его мечты уже окрашены багровыми тонами. По мысли писателя, никто не впра_- ве решать, какая из человеческих жизней имеет наибольшую ценность перед вечно стью. Высказав эту мысль, Достоевский за махнулся на самую основу основ тогдашне го общественного строя — и остановился. Постепенная трансформация типа, глубо чайшее сострадание к жертве и раскаяние персонажей являлись отражением противо речий в художественной, нравственной ■ си стеме самого автора. «Демократический в своих истоках бунт «маленького человека» переплавляется в сознание права сильного утверждать себя среди «тварей дрожа щих»,— пишет Одиноков. Примирить про тиворечия в себе самом Достоевский не смог до конца жизни. Не дано это и его ге роям. Писатель чувствовал своих персонажей, как самого себя, поэтому в первых вариан тах произведений рассказ часто велся от первого лица. Однако в ходе работы над романом, как убедительно доказывает В. Г. Одиноков, Достоевский убеждался, что «я — рассказчик» перегружает повествова ние, мешает целостному восприятию образа. При доработке и окончательной правке все наблюдения, замечания, размышления ухо дили в нейтральное описание от третьего лица. Очень точно сохранялось деление между автором-описателем и автором-оцен- щиком событии. Первый фиксирует, второй осуждает и оправдывает. Вчитываясь в текст романа или повести, мы четко слышим все голоса. Перед нами — богатая партиту ра, где звучание целого не мешает слышать отдельные инструменты. О «полифонизме» Достовского много пи сали, сейчас это понятие прочно связано с его творчеством. Сравнивая Достоевского с другими русскими писателями, в частности с Чернышевским, Одиноков пишет: «Если Чернышевский довел монологизм повество вания до его крайнего выражения... Досто евский творчески воплощал принцип «поли фонизма», давший ему возможность запе чатлеть «чистое самосознание» персонажей. Самосознание, самовыражение, создававшее открытость образа, и было гениально най денным способом показать в «маленьком человеке» глубины «вселенной». Как писатель-реалист, Достоевский не мог не отразить в своем творчестве характер ные черты эпохи, бытр, настроения людей. Его романы — не только портреты главных героев, перед нами широчайшие полотна, рисующие русскую жизнь во всем ее много образии. И на каждом произведении, на каждом Образе лежит отпечаток «ненасы- тимого сострадания», религиозности, тесно связанных с.социальным протестом. Одино ков пишет о романе «Бесы»: «Автор не смог создать просветленного финала. Но гуман ная мечта о гармоничном человеке не остав ляла писателя. И он вновь и вновь обраща ется к картинам . «золотого детства» чело вечества». Всем своим творчеством Досто евский пытался доказать существование иной, лучшей жизни, светлого будущего. Мучительные поиски его героев, их «разд воение», характерное для «Братьев Карама зовых», трагичны потому, что они не могли найти в современности идеал человечности: честный, проницательный художник, каким безусловно был Достоевский, не мог уте шать читателя псевдосчастливым концом. Небольшая книга профессора В. Г. Оди нокова чрезвычайно насыщена по вошедше му в нее материалу. Тщательный текстоло гический анализ, объективная научная оцен ка многочисленных работ о Достоевском у нас а за рубежом, наконец, привлечение 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2