Сибирские огни, 1982, № 10

активного общения прогрессивной части пролетариата, составившей опору РСДРП. С другой стороны, не могли поднять свой политический уровень рабочие, находящие­ ся вдалеке от промышленных городов. Богатый фактический материал, обобщен­ ный и проанализированный, естественно под­ водит читателя к выводу, что Сибирь была одним из наиболее трудных участков борь­ бы большевиков за окончательную победу среди рабочего класса принципов марксиз­ ма и пролетарской партийности. Важную роль в формировании идейных позиций пар­ тийного актива сыграло то, что уже в 1908 году ссыльные большевики имели проч­ ную связь с В. И. Лениным и ЦК РСДРП, редакциями большевистских изданий. В ка­ нун первой мировой войны в Сибири было свыше 5 тысяч политических ссыльных раз­ ных- категорий, каждые двое из пяти — чле­ ны РСДРП. Из множества примеров и фактов, кото­ рыми изобилует история развития револю­ ционного ' процесса в Сибири, исследовате­ лями отобраны те, которые показывают связи передовых представителей пролетариа­ та' центра страны с рабочим движением этого края, каналы, по которым проникают партийные документы. Первая книга серии «Рабочий класс Сиби­ ри» рассказала нам о сложных процессах, происходивших в развитии пролетариата крупного региона страны, о том, как благот­ ворно отразилось на нем большевистское влияние, какие' формы приобретало это влияние и какие вопросы выдвигала жизнь перед партией. И еще очень важно то, что при строгости стиля, научности книга написана увлека­ тельно, с элементами полемики, очерка. Первая книга четырехтомной серии «Ра­ бочий класс Сибири», думается, с интересом будет прочитана не только учеными-истори- ками, но и широким кругом читателей. Н. КОСТИНА Мария Бушуева. Стихотворения. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. «Мария Бушуева известна сибирским читателям по книжке, изданной в 1977 году в серии «Кассета-76 «А», а также по публи­ кациям в периодической печати. Новая книга ее стихов посвящена вечной теме поэ­ зии — любви, поискам себя». Такой информацией сопровождается этот сборник, выпущенный Западно-Сибирским издательством в 1982 году. Первое же стихотворение, открывающее сборник, можно считать прологом к теме жизни и творчества. Уже в детстве исход_- ным было две действительности — высокий полет воображения и земная, прозаическая реальность, между которыми будет посто­ янно под напряжением лирическая героиня М. Бушуевой: «Смеясь чему-то, девочка росла, чуть угловато двигалась, но смело, и виделся упрямый взмах крыла в движе­ ниях рук...» Так начиналось творчество, мечта «заполнить красками весь мир», пе­ редать свое ощущение нежной поры детст­ ва И ЮНОСТИ —: Весны... Очень искренне поэтесса расскажет нам о чувствах, всегда сопровождающих худож­ ника: сомнениях в своих силах, одиночест­ ве, когда душа кажется закованной в ледя­ ной покой печали и зимы, и только ощущаемая боль становится доказательст­ вом неспокойной, бьющейся горячими толч­ ками сердца, жизни. Сон юности кончился, наступала пора становления познающей себя личности. Но воспоминания детства останутся очень яркими, и останутся на­ всегда. Во множестве стихов поэтесса вновь и вновь будет припадать к свежему, чисто­ му ключу детства. Пересказывать стихи, особенно такие, где события очерчены зыбко и нечетко, а глав­ ное заключается в сложных переживаниях героини —дело неблагодарное. Во-первых, потому, что поэтесса не стремится к кон­ кретно-бытовому описанию важных для се­ бя жизненных моментов. Конкретны в сти­ хах приметы, атмосфера времени, есть точно найденные детали, мимолетные штрихи, бла­ годаря которым читатель ощутит и почув­ ствует эти моменты — детства, юности, любви... Детали' накапливаются в картины, их перечень сопровождается подробным анализом психологического состояния герои­ ни. Пожалуй, это и есть самое лучшее, ос­ новное, ради чего стихи написаны, ради че­ го точно отобраны детали-настроения. Оно нередко элегически-печально, но вдруг нео­ жиданно возникает чувство совсем проти­ воположное. «Мне все-таки неслыханно ве­ зет — я в прошлое умею возвратиться!» Есть стихи, говорящие о кратких или за­ тяжных моментах безысходности, оттого и драгоценна вновь родившаяся уверенность, вместо отчаяния — чувство сопричастности со множеством других душ, вместо одино­ чества — самоосознание единства всего су­ щего: «И вдруг пойму, что со звездою мы, как с травою и листвою, бессмертны — ес­ ли мы одно!» На мой взгляд, очень хороши стихи: «Лес,, уходи, чтобы вернуться». Так может чувствовать только дитя урба­ нистического века, человек города, с его спешкой и точно отмеренными на все дела минутами. Лес — это праздник. Но каждодневный праздник невозможен, если он становится привычен — исчезает радость его ожида­ ния. «Лес, уходи, чтобы вернуться!» — что­ бы повседневность можно было прервать, передохнуть, погрузившись в лесной сумрак, вновь ощутить покой и свободу, дать себе возможность расслабиться и помечтать. По­ тому что утрата способности мечтать, по мнению поэтессы, это необратимое старение души, смерть ее в пусто живущем теле. Все ли стихи одинаково удачны? Так, на­ верное, не бывает: в книжке встречаются образы — либо слишком зашифрованные, либо вообще непонятные, что происходит' от приблизительности выбранных художест­ венных средств: «...шел черный шахтер с улыбкою белой, похожий на ваш зрачок»... Или такие строки: С тобой шаги мои легки. Я лгу тебе, а это значит. Что боль моя в портфеле плачет, Закрытая на все замки. Прости меня. За тем углом Я медленно портфель открою, С тобой прощусь, И вместе с болью Мы вновь по городу пойдем... >,169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2