Сибирские огни, 1982, № 10

защита человеческого достоинства и прав личности на изъявление своих убеждений. Все это нашло прямое, непосредственное выражение в сюжете романа «Шаг за ша­ гом», в разносторонней и целеустремленной' деятельности его главного героя. Так, под­ робно повествуя о «^первоначальном разви­ тии характера Александра Васильевича Светлова», И. В. Омулевский последователь­ но развенчивал рутинную систему казенно­ го образования, убежденно ратовал за та­ кое нестесненное наставническими догмами воспитание жизнью, которое благоприятст­ вует естественному проявлению способно­ стей и склонностей, заложенных в природе человека, и, не позволяя, его «воображению уноситься слишком далеко за пределы ви­ димого, в область мечтательного», пробуж­ дает пытливый интерес к действительности, «проникнутое анализом, спокойное отноше­ ние к ее явлениям», не утрачивающее «ни душевной теплоты, ни страстной энергии». Эта педагогическая идея писателя находит затем развернутое обоснование во взглядах Светлова, подтверждаемых его опытом до­ машнего учителя. Дальнейшее практическое претворение воззрения Светлова находят в его просвети­ тельской деятельности, увенчавшейся от­ крытием бесплатной школы для детей, а при ней «воскресных вечерних уроков для чер­ норабочих обоего пола». И хотя вмешатель­ ство властей кладет вскоре конец благород­ ному начинанию, и, «уныло понурив свои недоучившиеся головы», молча расходятся рабочие люди из-под темных окон школьно­ го флигеля, крупицы знаний, полученных ими, не пропадут зря — как семена, бро­ шенные в пашню, они дадут всходы в буду­ щем. «...Сознание от двух-трех человек ма­ ло-помалу проникает в массу, а масса эта постепенно растет, и когда-нибудь да прии- дет же ее царствие». Но не филантропия ли это, как ни реши­ тельно отвергается она в романе, не благот- ворительство ли, прикрывающее язвы об­ щества клейким пластырем, но бессильное излечить социальные болезни? Об этом мно­ го раздумывают герои И. В. Омулезского. Открытие школы, разъясняет Светлов,— не конечная цель, а «только средство... одно из бесчисленных средств! Когда школа встанет покрепче на ноги, мы передадим ее в другие надежные руки. Надобно только дать при­ мер обществу, надо показать ему, что мо­ жет оно иметь, если захочет, то есть сделать для него необходимыми повторения этого примера... Кто хоть раз имел у себя кое-что необходимое и потерял его, у того уж на­ всегда останется невольное желание возвра­ тить рано или поздно потерянное. Так и общество; оно живет по тем же законам, как и отдельная личность». Образно говоря, развивает далее Светлов свою мысль, «дождь не из ведра льет, а собирается он по каплям, и эти же самые капли могут обра­ зовать целые моря...» В приведенном разговоре с Прозоровой, обязанной Светлову «неутолимой жаждой света, простора, кипучей деятельности», возникает заглавный мотив романа, наме­ ренно подчеркнутый и его названием, в ко­ торое п-асатель вкладывал полемически за­ остренный смысл. «...Я предпочитаю идти до времени ш а г з а ш а г о м»,— рассудительно и сдержанно отводит Светлов пылкие упреки Варгунина в том, будто слишком уж медленно («Так- то, батенька, и черепахи плетутся») идет по избранному пути. «Идти шаг за шагом не значит, по-моему, плестись; напротив, это значит идти решительно и неуклонно к своей цели, без скачков... Самая суть-то ведь не в скорости шагов, а в их твердости и ос­ мысленности, мне кажется. Войско так же идет...» Он прав. Был бы резон укорить Светлова в чрезмерной осторожности и осмотритель­ ности, если бы в своем стремлении «быть практическим деятелем» он довольствовал­ ся лишь частными уроками в доме Прозо­ ровой и просветительством в школе. Но в том и дело, что эти шаги привбдят его . к личному участию в стачке на Ельцинской фабрике, которая, как явствует из мимолет­ ной реплики жандармского генерала, «пред­ ставителя местной власти» в Ушаковске,— «И в Петербурге, «и здесь... знаменательные признаки, не правда ли?» — не случайный всплеск вспыхнувшего недовольства, но вы­ ражение повсеместно зреющего протеста фабричного люда против притеснений и уг­ нетения. Ключевые сцены стачки заняли в романе несколько центральных глав. Наличие их в повествовании дает веские основания гево- рить о том, что, сформировавшийся в духов­ ной атмосфере 60-х годов, И. В. Омулевский чутко отозвался и на те новые идейные веяния, которые, исподволь вызревая в об­ щественном сознании пореформенной эпохи, в 70-е годы стали ее знамением. Ничего удивительного: в истории литературы ни одно десятилетие не отгорожено от другого неприступной стеной. Появившийся на ру­ беже двух десятилетий, роман «Шаг за ша­ гом» равно принадлежит им обоим. Подобно тому, как деятельность Светло­ ва, разворачиваясь в 60-е, устремлена в 70-е годы, так и его'характер воплотил в себе типические черты не только революцио- нера-шестидесятника, но и революционного народника, вышедшего на арену русской истории в следующее десятилетие. С одной стороны, в нем очевидна рахметовская’ ро­ дословная, на которую прозрачно намекает писатель, воспроизводя разговор Светлова и Прозоровой о возможностях самовоспита­ ния, которое прежде всего «от нас самих зависит, коль скоро мы сознаем направле­ ние, какое желали бы дать ему... вот и ха­ рактер свой можно также выпрямить, сто­ ит только постепенно... садить в него по гвоздику — отрешаться день за день от не­ достатков хоть на йоту...» Речь, понятно, идет о гвоздях метафори­ ческих. Но ведь и те, на которых спал Рах­ метов, тоже не всегда покупались на вес в скобяных лавках... С другой стороны, не менее ярко выявлен в характере Светлова и тот стержень, кото­ рый роднит его с «сильной, критически мыслящей личностью» (П. Лавров), сменив­ шей в 70-е годы «нового человека» 60-х годов, предопределяет обобщенный соци­ ально-психологический портрет пропаган­ диста -семидесятника, десятилетие спустя воспроизведенный С. М. Степняком-Крав- чинским во введении к «Подпольной Рос­ сии». Благо других, исступленная жажда принести в жертву всеобщему счастью свое собственное — так обозначит писатель-ре­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2