Сибирские огни, 1982, № 10
пропагандой идей утопического социализма. Существовал, однако, и иной ряд, встреч ный поток произведений, представлявших собой различные модификации так называ емого «аятинигилистического» романа — «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского, «Некуда», «Обойденные», «На ножах» Н. С. Лескова, художественно несостоятельная беллетристика В. П. Клюшникова, В. П. Авенариуса, Вс. Крестовского, Б. М. Мар кевича, В. Г. Авсеенко. Охранительское не приятие революционно-демократической идеологии отнюдь не всегда носило откры то неприязненный, откровенно ниспроверга- тельский характер, хитроумно прикрывалось порою фразеологией ‘ либерального вольно мыслия, порывавшего с традицией Черны шевского на деле, но не на словах. Неда ром Салтыков-Щедрин саркастически писал об исключительно «разговорном негодова нии», которым довольствуются герои рома нов А. К. Шеллера-МихайДО,ва «Гнилые бо лота» и «Жизнь Щуплова, его родных и знакомых». Ему же принадлежит уничи жительный отзыв о прозе Д. Л. Мордовце- ва, автора романов «Новые люди» и «Зна мение времени». В таком историческом и литературном контексте, отразившем высокий накал идейной борьбы 60-х годов, появился роман И. В. Омулевского «Шаг за шагом», опуб ликованный в 1870 г. журналом «Дело» и год спустя под названием «Светлов. Его взгляды и деятельность» вышедший отдель ным изданием. Передовая общественная мысль России сразу же восприняла его яв лением, сопредельным роману «Что де лать?» и противостоящим фальшивым сочи нениям как воинствующе «антинигилистиче- ского» направления, так и таким, в которых «антинигилизм» автбра маскировала гром кая либеральгіая фраза. Знаменательное в этом отношении свиде тельство мы находим в «Истории моего сов ременника». «У обществ,— писал Королен ко,— бывают свои настроения и предчувст вия. Такое настроение, смутное, но широко, охватывающее всех, и дает то, что принято называть «духом времени». В начале шести десятых годов великая реформа всколыхну ла всю жизнь, но волна обновления скоро начала отступать. То, что должно было пасть, не упало окончательно, что должно было возникнуть, не возникло вполне. Жизнь повисла на мертвой точке, и эта не определенность кидала свою тень на общее настроение. Дорога, на которую страна так радостно выступала в начале десятилетия, упиралась в неопределенность. Невольно чувствовался впереди кризис, неизбежность потрясений и героических усилий. В налич ности не было сил для разрешения кризиса. Оставалась надежда на будущее, на что-то новое, что придет с этим будущим, и преж де всего на «нового человека», которого должны выделить молодые поколения. Мо лодежь стала предметом особого внимания и надежд...» Писательское отношение к «новым людям» и было, по мысли Королен ко, тем пробным камнем, по которому опре делялись идейные позиции литературных лагерей: «...Герои прогрессивной беллетри стики несли разрушение старому миру. Художники-консерваторы звали своих геро ев на его защиту». Как дви крайних полю са столь резкого размежевания названы в 164 «Истории моего современника» романы Д. Мордовцева «Знамение времени» и И. В. Омулевского «Шаг за шагом». «Мордов цев,— вспоминал Короленко,— был писатель не вполне искренний и сильно «себе на уме»... Свой роман он начал эффектным бредом больного. В картинах этого бреда ловились намеки на казнь Каракозова. Это кидало на весь роман неуловимый для цен зора, но ясно ощутимый покров «револю ционности». Можно было подумать, что ав тору и его героям выход из современного положения ясен, и если бы не цензура, то они бы его, конечно, указали... Роман имел в то время огромный успех. Его зачитыва ли, комментировали, разгадывали намеки, которые, наверное, оставались загадкой для самого автора... Омулевский был гораздо искреннее и проще. От его романа веяло молодой верой и какой-то особенной бод ростью. Слабохарактерный, спившийся, по гибавший, он как бы раздваивался в своем произведении: себя он вывел в лице докто ра, мрачного меланхолика, страдающего за поем, безнадежно загубленного уже мраком окружающих условий, но благословляюще го своего молодого друга Светлова на но вую жизнь и борьбу. В Светлове, как об этом свидетельствует уже самая фамилия, воплощена вера в будущее. Он бодр, си лен, светел. Все ему удается, все преклоня ются перед его знаниями, характером, осо бенной удачливостью». Иронизируя далее над '«эзоповскими намеками и шарадами», которыми герои Мордовцева «закутывали» слово «революция», Короленко отмечал, что в романе И. В. Омулевского оно угадыва лось ясно и определенно как ближайшая перспектива развития «общества, вышед шего из крепостного строя и остановлен ного на пути к всестороннему раскрепо щению...». Заслуживают нашего внимания сетования Короленко на избыточную идеальность глав ного героя романа «Шаг за шагом», его «отвлеченную удачливость», «постоянное любование им автора», обернувшееся худо жественными потерями романиста, а также на зыбкость, расплывчатость идеала, оли цетворяемого Светловым: «Положительное было надуманно и туманно. Отрицание жи во и действительно». Однако, считаясь с по добными укорами и даже признавая их ре зонность, не будем забывать, что высказы вались они не под свежими впечатлениями от только что прочитанной книги, а спустя три с лишним десятилетия, уже перепро верившие идеи и образы романа практиче ским опытом народной истории. Вступление России в третий, пролетарский этап освобо дительного движения, размах и накал собы тий революции 1905 года действительно показали, как «много... наивного» было в социалистических утопиях революционеров- демократов, какими и впрямь «совершенно ребяческими» предстали иные «революцион ные планы даже серьезных людей». Не то в годы написания и действия романа «Шаг за шагом»: еще не перепроверенные исто рией, они воспринимались вполне опреде ленной, реальной программой революцион ного действия, направленного на конкретное решение неотложных вопросов времени, будь то легальная пропаганда социализма и борьба за демократические свободы, про свещение народа и эмансипация женщины,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2