Сибирские огни, 1982, № 10
вершенные «Рассказы в осенние вечера» с подзаголовком «очерки цз воспоминаний о погибших людях», начатый, но тоже обор ванный на полуслове цикл «В мировой ка мере», названный «заметками для будущих жен й матерей». Столь настойчивое повто рение жанровых определений, сближающих рассказ с очерком, носило для писателя от нюдь не формальный характер. Оно указы вало на содержательные особенности новел листики И. В. Омулевского, ее, если так можно сказать, родовые черты, преемствен но воплотившие идейно-художественное своеобразие «натуральной школы», чьим ма нифестом еще в 1845—1846 гг. стали со ставленные Некрасовым сборники «Физио логия Петербурга» и «Петербургский сбор ник», широко включившие в круг тематиче ских интересов «малой» прозы повседневную, будничную жизнь простонародья и прежде всего городской бедноты — мелких чиновников, мастеровых, прочего служилого люда. Не менее показательны для идейной пози ции и творческой ориентации писателя нео конченные рассказы «Без крова, хлеба и красок» и «В мировой камере». Сибирская глубинка уступает в них место петербург ским трущобам — социальному дну, где обитают униженные и оскорбленные не удачники, люди несостоявшихся, сокрушен ных судеб, несбывшихся надежд. В первом рассказе это художник Тостопяткин, духов но сломленный, опустившийся, тщетно пря чущий за показным комикованием «гнету щую скорбь», которая вот-вот выплеснется «неизбежной катастрофой». Кричащий конт раст его отчаянному положению— взлеты таланта, которые угадывает герой-повество ватель, разглядывая «мастерски набросан ный масляными красками эскиз на толстой картонной бумаге в величину квадратного аршина». Второй рассказ задуман и начат как ти пичный «физиологический очерк». На это определенно указывает публицистическое •обращение к «невзыскательной читательни це», которая, уверен писатель, потребует от него «только ясности и полноты рассказа, да серьезного, глубокого сочувствия к... предмету» повествования. Предметом же, близко ее касающимся, избрано то, от чего «зависит многое в жизни женщины, начи нающей теперь мало-помалу сознавать свои человеческие права и искать, хотя пока еще ощупью и как бы впотьмах, исходя из той незавидной роли разряженной куклы, какую пришлось ей играть в продолжение несколь ких столетий, за весьма немногими исклю чениями». Говоря иначе, автор ставит своей «задачей... проследить и выяснить, по воз можности подробно, те практические сторо ны женского вопроса, которые до настояще го времени более или менее ускользали от прямого наблюдения и только теперь, бла годаря нашей судебной реформе, выглянули на свет божий в своем натуральном, непри крашенном виде». В многократных упоминаниях судебной реформы явственно слышна авторская иро ния, полемично нацеленная на либеральное прекраснодушие, с верноподданическим эн тузиазмом воспринявшее узаконенный са модержавием гласный суд присяжных. Два судебных деда, обстоятельно изложенных в рассказе, всего два из многих возмож ных! —призваны убедить: новый порядок судопроизводства — не более чем заплата на общественной совести, по-прежнему бессильной изменить что-либо в бедственном положении «темных горемык» — ни спасти их от «безысходной нищеты», ни утолить го рячую жажду честной работы» и «любови настоящей, горячей, беззаветной». Исподволь, но последовательно и устрем- ленно подводит автор свою «невзыскатель ную читательницу» к главной мысли о том, что две женских судьбы, рассказанныё им, могут «служить разгадкой весьма многих подобных с о ц и а л ь н ы х я в л е н и й » (курсив мой.— В. О.). И, сталкивая ее «лицом к ли цу с часто повторяющимся бесполезным вопросом: может ли действительно женщи на, раз павшая до разврата, сохранить в своей душе неприкосновенную всю глубину инстинктов честной женщины?», отвечает на него «как нельзя более утвердительнее... не крайняя испорченность удерживает всех этих погибших существ от поворота на че стную дорогу, не заглушение в них навсег да, хочу я сказать, женских инстинктов, но чаще всего и даже вернее сказать, посто янно удерживает их от того несчастное отсутствие такого толчка, который пошеве лил бы в них вновь эти, по-видимому, за глохшие инстинкты». Но откуда следует ждать такого толчка, если не от самой дей ствительности, не от социальных условий жизни? В назревшей, неотступной необхо димости преобразовать существующую дей ствительность, изменить сложившиеся усло вия и убеждал И. В. Омулевский всей ло гикой своих раздумий. Но как преобразовывать, как менять? В обосновании ответа на этот вопрос воп росов состоял идейно-нравственный смысл, заключался гуманистический пафос рома нов И. В. Омулевского. Если, обратившись к поэзии И. В. Ому левского, в поисках возможных аналогий мы чаще других называли Некрасова, а го воря о его «малой» прозе, приводили имена авторов «Физиологии Петербурга» и «Пе тербургского сборника», то разговор о ро мане «Шаг за шагом» будет попросту не возможен без предварительного обращения к роману Чернышевского «Что делать?». Написанный в тот самый год, когда И. В. Омулевский выступил с первыми прозаиче скими произведениями — рассказами «Сиби рячка» и «Медные образки»,— роман «Что делать?» на протяжении двух последующих десятилетий оказывал решающее воздейст вие на формирование и углубление револю ционно-демократических традиций русской прозы, утверждение в ней образов «новых людей» —- героев, чье созидающее социаль но-активное действие не оставляло более места не только рефлексиям «лишнего чело века», но и разрушительному нигилизму ба- заровского толка. С появлением «Что делать?» в русской прозе утвердился тип революционного ро мана, в широкий и бурный поток которого влились «Алферьев» и «Пролог», а за 'пре делами литературного наследия Чернышев ского — романы Н. К. Станюковича «Без .исхода» и «Два брата», В. В. Берви-Фле- ровского «На жизнь и смерть», ряд других повествований, также оказавших оильное воспитательное воздействие на разночинную молодежь своим революционным пафосом и Н53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2