Сибирские огни, 1982, № 10
границ Монголии», «Барабинская степь», «При разливе Оби». Самостоятельными тема тическими мотивами вплетены в эту сибир скую симфонию колоритные описания бы тового уклада, обычаев и традиций («Си бирские святки»), увлеченная поэтизация характера, доминантой которого выступа ют «дух, стремящийся к свободе, любящий простор; поиск дела, жажда света» («Сиби ряк»), Еще дальше на восток простирается взгляд поэта в стихотворениях камчатского цикла, которые тесно смыкаются с его пуб лицистическими статьями, печатавшимися в «Восточном обозрении». И. В. Омулевскому принадлежит бесспорное первенство в по исках демократического решения нацио нальных проблем России, в выдвижении требований широкого просвещения среди малых народов Сибири и Дальнего Восто ка. Их «способность к культурной жизни» убежденно отстаивал он в статье «Искусст во камчадалов». И гневно бичевал велико державную политику царизма, обрекающую эти народы на социальное бесправие и ду ховную отсталость, в стихотворении «Кам чадал»: Мне стыдно за мир наш,— и многие годы Равно и в печальный, и в радостный час Я вас вспоминаю, о дети природы! И думаю крепкую думу о вас... Ничто, казалось бы, не предвещало в по ру самодержавия иного будущего Сибири. Но неизменная приверженность И. В. Ому- левского идеалам революционной демокра тии сказалась и в этих стихах, проникнутых жизнеутверждающим пафосом социального оптимизма. «Не край изгнанья, а край сво бодного труда, где благоденствия года дав но изгладили страданья», истово виделся поэту за окоемом времени. И, расширяя без того огромные пространства земли, вслед за родной Сибирью вся Россия вставала перед его мысленным взором в слепящих лучах грядущего рассвета: Пройдут года — и ты, страна родная, Во всей красе могучей расцветешь! Минует ночь — и, свет зари встречая, Отгонишь ты видений сонных ложь... Благословен для дремлющего края Подобный миг, как страсти первой дрожь! Со всех сторон сойдутся на работу Твои сыны — твои богатыри; Завет их грез свершится йота в йоту: Заменят торг — науки алтари... О. лишь одно томит меня до гнету: Мне не дожить до чудной той поры! . Художественное открытие Сибрри совер шал И. В. Омулевский и своей прозой. При- мёчательно, что самый первый его рассказ появился в составленном Н. С. Щукиным сборнике «Сибирские рассказы» и называл ся «Сибирячка». Датированный 1862 г., он носил отчетливо выраженный антикрепост нический характер и представлял собою расчет писателя с только что отмененным крепостным правом — чудовищной реально стью российской действительности, оставив шей незарастающий след в памяти народ ной. О том, как глубок этот след, впечатля юще говорит развернутая писателем «вопи ющая драма, ежедневная, правда, но, мо жет быть, потому именно и неведомая сча стливым и сильным мира сего». В ней дове рительно исповедуется героиня рассказа, повествуя о своей горемычной судьбе снача ла бесправной служанки в барском доме, затем сибирской каторжанки, и «по увяд шему лицу ее текли горячие слезы, такие же юные и свежие, как ее рассказ, такие же горькие, как его содержание, и такие же мучительные, как ее душевная рана, не зажившая вполне до такой глубокой старо сти!». Годами каторги заплатила она за убий ство развратника-барина, которое писатель отнюдь не склонен вменять ей в вину, хотя бы и вынужденную. И небезгласной жерт вой рокового стечения обстоятельств вос принимает он свою «сибирячку, но правой мстительницей за унижения и обиды. Как тут не вспомнить разбойного Кудеяра-ата- мана из «Кому на Руси жить хорошо», только тогда искупившего тяжкое «бремя грехов» перед богом и людьми, когда обра тил свой «бешеный гнев» против насилия! Антикрепостническая тема углубленно разрабатывается И. В. Омулевским и в опубликованном в 1882 г. рассказе «Осто рожный художник», но обретает при этом особый поворот, подсказанный стойкой тра дицией русской прозы, которая восходит и к герценовской повести «Сорока-воровка», и к тургеневским «Запискам охотника». Снова бесконечный сибирский тракт, си бирское захолустье, влачащее «непригляд ную будничную жизнь», новая встреча в пути — на этот раз в пересыльном остроге «с высоким заостренным частоколом... вы крашенным казенною желтою краской». Дорожный случай приводит героя-повест- вователя в хлебосольный дом «этапного ко мандира», где «под несколько шероховатой оболочкой таятся благороднейшие людские чувства, где жилось и думалось неизменно честно, и куда вовсе нет доступа условной нравственности, которая, соблюдая только букву, искажает весь смысл мудреной кни ги общежития». Одной из многих страниц этой книги представлена в рассказе драма «затерянного в глуши сибирского этапа» художника-самородка. «Сколько, я думаю, талантов пропадает таким образом на Ру си!»— восклицает о нем сердобольная хо зяйка дома. «Да, не мало»,— соглашается рассказчик, которому предстоит выслушать печальную повесть чужой жизни. Будет в ней и сиротство мальчика «при барских комнатах... на послугах», и его «с малолет ства самого... страсть... к рисованью», и порки, которые задавал за это помещик, «волк настоящий», и отчаянная «блажь», которая отуманила шаткой надеждой на спасение от крепостной неволи да тут же обернулась неволей каторжной. Трудно сказать, в какой мере доподлинна житейская история, воспроизведенная в рас сказе, но даже если и списана она «с нату ры», писатель сумел придать ей значение художественного обобщения — типической трагедии самобытных народных талантов, на которые никогда не скупилась россий ская действительность, но чаще всего обре кала их на неминуемую гибель. «Рассказом из путевых впечатлений» наз вана в подзаголовке «Сибирячка», «очерком из мира забитых талантов» — «Осторожный художник». Первое обозначение сопровож дает также рассказы «Медные образки» (1862 г.), «Сутки на станции» (опубликован в 1904 г.), второе — неоконченный рассказ «Без крова, хлеба и красок». Есть еще неза- 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2