Сибирские огни, 1982, № 10
ционно-демократическом кругу «Русского слова» и «Дела» либерально настроенного А. К. Шеллера-Михайлова. Но суть в том, что идейная борьба, политическое размеже вание вовсе не обязательно вели к разрыву личных связей, деловых, а то и дружеских отношений. Если же вести речь конкретно о связях и отношениях И. В. Омулевского и А. К. Шеллера-Михайлова, которому, к сло ву сказать,— драматическая, если вдумать ся, деталь! — посвящен роман «Шаг за ша гом», то важно учесть, что их питало мно жество сугубо житейских дел, бытовых, как мы сказали бы сегодня, мелочей. Для И. В. Омулевского, всю жизнь мученически боров шегося с нуждой, отчаянно выбивавшегося, но так и не сумевшего выбиться из нище ты, то были отнюдь не мелочи. Об этом красноречиво свидетельствуют его письма А. К. Шеллеру-Михайлову, сохранившиеся в архиве. Поскольку никогда прежде они не печатались, стоит прйвести хотя бы два из них. Первое датировано 21 марта 1877 года: «Многоуважаемый Александр Константи нович! I Простите, Бога ради, что весь поглощен ный одной мыслью, начинаю прямо с нее. Три месяца тому назад я потерял место в редакции «Модных выкроек», пять лет да вавших мне хлеб... Отставка эта постигла меня внезапно- так что я сразу остался без ничего. Пробо вал сначала искать работы, но убедился, что её легче отыскать поденщику, чем лите ратурному пролетарию. Писал Суворину *, прося его дать мне хоть чтение корректур, но этот гуманный человек не счел нужным даже отвечать На мое письмо. Чтобы есть и не остаться на улице, мне пришлось в эти три месяца за ложить все мое платье, продать книги... словом, нужда окинула меня своим мертвя щим оловянным глазом с головы до ног. Теперь не могу даже искать занятий, ибо не в чем выйти на улицу, и вот уже два ме сяца, как я не дышу свежим воздухом. Положение мое ужасно, безвыходно. Крепился до последней крайности, сове стясь обратиться к тебе, так как я и без того много обязан твоему благородному сердцу. Но горе и безвыходность взяли свое: хватаюсь теперь за твою дружбу, как утопающий за соломинку, иной надежды, иного исхода не вижу... Твое одолжение будет истинным «яйцом ко Христову дню». Если не можешь сам, похлопочи, хоть у Благосветлова... Но теперь дело идет чуть ли не о жизни, так мне хорошо! Если б не уважение к се бе, я, кажется, подвел бы (итог) ей. Пом ни, что ответ твой будет или лучом солнца для меня, или же — но ты по лихорадочно му тону этого письма поймешь сам, чем он будет в другом случае. От души жму твою руку. Всегда тебе преданный и благодарный Омулевский». Письмо имеет приписку: «Приветствуй от меня твоих милых ста риков.' Если найдется у тебя хоть какая-ни будь работа для меня — не забудь обо мне. ’ Отношение И, В. Омулевского к А С. Суво рину засвидетельствовано его эпиграммой: «Он первый на Руси создал литературную клоаку и первый пятиться в ней стал, подобно раку». Может случайно иметь в виду какое ни на есть постоянное занятие,— еще было бы лучше. Я не откажусь ни от чего». Второе письмо написано полтора месяца спустя: «Милый дружище, если припомнишь, ты говорил мне, что 1 мая можешь поделиться со мной еще 10 рублями, что не выйдет за пределы всего бюджета. Так как я взял у тебя в последний раз 5 рублей, то не име ешь ли ты возможности прислать остальные 5 рублей с подателем этой записки. Меня одолела квартира, с которой, вероятно, я завтра и перееду, сообщив тебе новый ад рес. В «Живописном обозрении» взять де нег вперед некрасиво, да и у меня не хва тит храбрости на это... Зашел бы к тебе сам, но боюсь потерять утро, да и тебе по мешать. Как ни жутко мне тревожить тебя еще раз, но ничего с этим не поделаешь...» Таким бедственным .положением «проле тария» платил И. В. Омулевский за выбор на стороне революционно-демократического лагеря, который он совершил в начале ли тературного пути и которым вопреки всем испытаниям неукоснительно следовал до конца жизни. И дело здесь, разумеется, не в формальной принадлежности к революци онно-демократическим и демократическим изданиям, с которыми он сотрудничал как автор, хотя и это существенно, но раньше и прежде всего — в характере и направленно сти поиска, в духе и пафосе творчества. Скажем о них сопоставлением стихот ворных строк самого И. В. Омулевекого, написанных на взлете молодости и на исхо де жизни. В даль прошлого смотрю я смелыми глазами. Гляжу бестрепетно и в будущего даль: Шла жизнь моя укромными стезями. Подобно дню с случайными тенями, И не сулит закат мне горькую печаль. Я чужд раскаянья, несродно мне смиренье, Без лицемерия свершается мой путь; Меня ведет одно лишь вдохновенье, И никогда позорное сомненье О правоте моей — мою не мучит грудь. «Счастливец!» — легко и просто было бы воскликнуть, не зная, что и как сложится дальше. Об этом — стихотворение «Разлад», написанное уже в то время, когда удары судьбы сполна отозвались непокоем, смя тением. В душе темно, как ночью в бурном море, И там, во тьме, как за волной волна. Без устали идет за горем горе. Вновь поднимая прошлое со дна. В душе темно, как ночью в бурном море. Находит скорбь волною за волной... Но, может быть, ты смоешь это горе. Девятый вал, когда-нибудь собой! «Разлад» датирован 188! г. В атмосфере, взбудораженной и накаленной первомартов ским взрывом на Екатерининском канале и последовавшей вскоре казнью народоволь цев, иносказательный «девятый вал» объ ективно обретал прямое, неметафорическое значение грядущих перемен, ожидание ко торых все равно не оставляло поэта. Не для него философия долготерпения и смирения, которую он убежденно развенчивает в сти хотворении 1882 г. «Совет». «Покорись! — родная говорила.— Ведь врагов тебе не превозмочь: Велика их сплоченная сила, И темны их помыслы, как ночь. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2