Сибирские огни, 1982, № 10
Впрочем, взаимоотношения - Колыбаева, Азоркина и Свешнева, какую бы значи тельную худржественную нагрузку они ни несли, составляют только одно из звеньев в многоплановой структуре романа «Шахта». Взаимоотношения эти помогают ярко и вы пукло высветить духовную суть главного героя: его всеобъемлющую доброту, неис сякаемый гуманизм, подлинно коммунисти ческое отношение к труду. Михаил Свешнев стал стержневым, це ментирующим весь роман образом не толь ко потому, что через него проходят основ ные сюжетные линии произведения, а еще и потому, что изображенный А. Плетневым герой типичен. В нем органично сочетаются духовная зрелость и классовая ответствен ность, общественные, государственные и личные интересы. Типичен Михаил своей социальной и нравственной активностью, тем, что принимает близко к сердцу все, чем живет его народ, его страна. Это и да ло повод критику Н. Подзоровой назвать Михаила Свешнева «общественной душой». Однако не менее типичен герой А. Плетне ва своей судьбой, дорогой в рабочие. В романе «Шахта» писатель изобразил кадрового рабочего крестьянского проис хождения. Таких здесь немало. «Все мы тут, Миша, залетные — не один ты», — го ворит Свешневу старый шахтер Федор Лытков, и он прав. Со всех концов России занесла сюда, на эту восточную окраину страны, судьба людей. Вал за валом в раз ные времена накатывались на этот дальне восточный берег переселенцы. Такова де мографическая специфика этого края, но с другой стороны— и характерная особен ность значительной части современного ра бочего класса. Отличительная черта Свешнева и тех, ко го он олицетворяет, заключается в их дву- единости: родившись в деревне, личностью они стали в городе, на промышленном предприятии; проведя детство свое в тяже лую военную пору в крестьянском труде, они вылетели из родного гнезда, чуть толь ко «став на крыло», да так и не возврати лись, прикипев к другому делу. Добрые нравственные устои, заложенные сельским укладом жизни, помогли стать им полно ценной личностью, а крепкая трудовая за калка и крестьянски заинтересованное от ношение к труду, как началу начал, сказа лись потом и на новом поприще, новой сфе ре приложения их сил. В свое время В., Шукшин нащупал в на шей жизни явление, которое критики окре стили «маргинальностью». Он показал че ловека уже не деревенского, но еще и не городского, стоящего (по его же выраже нию) как бы одной ногой в лодке, а другой на берегу. У А. Плетнева выходец из дерев ни уже прочно становится горожанином и уверенно занимает свое место в передовых рядах рабочего класса. И все-таки деревен ское не исчезает в нем бесследно, душевная раздвоенность время от времени дает о се бе знать приступами ностальгии по тем ме стам и тем с рождения близким людям, к которым давно назад нет хода. «Михаилу иной раз чудилось, что живет он две жизни, что родился сразу в двух ме стах: там, в черноземной степи, где обойди все до окоема, а камешка даже с воробьи ное яичко'не найдешь и тут, где взнялись сопки из дробленого камня — некуда лопа той ткнуть, все звенит... Для него эти две земли, расположенные за шесть тысяч кило метров одна от другой, будто сдвигались, сливались воедино». Обе эти земли, обе «малые» родины сое диняются в сознании Свешнева скорее все го потому, что на каждой из них видит он людей, близких своему мироощущению людей, которые живут и работают «по во ле сердца и наивысшего страдания»1 вы ращивают ли они хлеб или добывают уголь. Не случайно Михаил вдруг обнаруживает в чем-то главном неуловимое сходство меж ду своим родным дедом Егором и старым шахтером Андреем Туровым, Федором Лыт- ковым и пастухом Лабуней из Чумаковки Свешнев чувствует, что и сам он тоже не сет в себе их черты. Соединив в душе две земли, две родины Михаил Свешнев стал в то же время и про должателем двух трудовых династий: крестьянской, свешневской, и шахтерской идущей от Андрея Турова, в семью которо го, женившись на его внучке Валентине влился Михаил. Находя неожиданное сходство близких ему, но разделенных громадными расстоя ниями людей, Свешнев приходит к убежде нию, что родина — это не только то место, где ты родился, но и та земля, которой ты оказался полезен, те люди и дело, которые духовно питают и обогащают тебя. Понимая это умом, сердцем тем не менее Михаил долго^ не может принять того, что его жизненный выбор состоялся, что здесь на шахте, его место. Все чудится Бараба| все кажется, что там, в Чумаковке, он дол жен быть. И мечтает Михаил начать все заново — «...дом купить в Чумаковке, рабо ту наити рокрепче, завести корову, овец, само собой и кур-гусей, огород...». И в конце концов Михаил не выдержива ет, уезжает на родину... Что же — снова традиционная тоска по старой доброй русской деревне, по которой столько пролито слез нашими писателями- «деревенщиками»? Еще одно возвращение к истокам? Во всяком случае побудительные мотивы возвращения Свешнева такой сен тиментальной памятью о прошлом и отда ют. Имеется в виду, конечно, не та преем ственная благодарная память, которая свя зывает Михаила с «величайшим поколени ем величайшей силы духа» и без которой немыслимо становление положительного героя современности. В этой связи совер шенно прав Э. Шик, разбиравший в статье «Декларации и аргументации» («Сибирские огни», 1980, № 10) образ Свешнева: «Имен но эта добрая память во многом определя ет нравственный облик героя, делая ничем как будто бы не примечательного рядового труженика личностью деятельной, чуткой к проблемам сегодняшнего дня». Но в меч тах о возвращении Михаилом Свешневым владеют воспоминания другого рода: в ро зовом мареве давно ушедших лет видит он прежнюю, привычную, полупатриархаль- ную деревню. К чести А. Плетнева, он не сбивается на привычное в «деревенской прозе» умиление кондовой патриархальностью. Возвращение в родную деревню обескураживает Свеш нева. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2