Сибирские огни, 1982, № 10
Признавая доброту мерилом человеческой ценности, А. Плетнев тем не менее не делает из этого аксиомы. Принцип доброты в его произведениях постоянно доказывается ге-- роями как бы Заново и заново испытывает ся на прочность, нравственную устойчивость. И в этом плане писатель диалектичен, ибо извечная борьба добра и зла не знает ни остановок, ни перемирий. Она захватывает всех без исключения героев А. Плетнева, заставляя задуматься о правильности своей жизни даже тех из них, кто в этом до поры, до времени никогда и не сомневался. Главный герой повести «Отец крестный» (в журнальном варианте — «Три дня в сен тябре») Тимофей Салов стремился только к одному: к легкой бесхлопотной жизни. А для этого — считал он — необходимо не под чиняться кому-то, а командовать самому. Черную же работу пусть делают другие. И первые годы в шахте, когда пришлось рабо тать в забое навалоотбойщиком, ему с его притязаниями показались унизительными: НН;Же по служебной лестнице никого не было. Разумеется, нет ничего предосудительного в желании стать руководителем. Хуже дру гое — Салов хотел добиться этого при ми нимальных затратах труда и умственного напряжения. Амбиции Салона проявились с юных лет еще в родной деревне, но одно-, сельчане быстро поставили ретивого канди дата в начальники на место, и Тимофей по дался в шахту пытать счастья. И здесь счастье быстро «улыбнулось» ему. Шла вой на, катастрофически не хватало специали стов, и, чтобы как-то восполнить этот про бел, были организованы при шахте полуго довые курсы горных мастеров. Окончив «академию» (а она так и осталась его един ственным теоретическим багажом), Салов становится сначала мастером, потом и начальником участка, а добившись положения, с каким-то упоением изо дня в день не устает доказывать, что он «началь ник». В отличие от Василия Коробова, у кото рого в бригаде Салов начинал работать и который «емко работал, тем и возвышался над другими», Салов брал нахрапом, гор лом, циничным и беспощадным волюнтариз мом, в то же время технически безграмотно эксплуатируя близлежащие угольные пла сты. Возвышаясь, унижай других — един ственное правило, которому он следовал неукоснительно, правило, ставшее посте пенно сущностью Салова. Вполне естествен но, что он и представить себя не может больше в роли рядового шахтера, что так упорно цепляется за свое место, хотя сам давно стал тормозом в производственной жизни шахты. «Силы-то еще есть, никуда не растрати лись, рудстойку еще вместо кувалды кула ком Салов мог подбить; два, года повкалы вать, хоть и крепильщиком, плевое дело, но ведь тогда ни одна живая душа не будет под чиняться, никогда до конца дней своих, а об этом он только подумает — аж мертвит всего. Это ж сразу провалиться на самое донышко жизни — иначе Салов и не пони мал. Ну если вот не предназначен он жить на свете так, чтобы никто ниже его не стоял?» За два года до его, Салова, пенсии появ ляется на шахте новый директор. С его по явлением кончилось благополучное сущест вование Салова. Когда-то, еще будучи сту- дентом-практикантом, Канарейкин попал на участок к Салову, и тот, верный своему правилу, в полном смысле этого слова из мывался над тщедушным студентиком, за ставляя его делать непосильную работу. Но, странное дело, чем больше взваливал на него Салов, тем,крепче становился Кана рейкин. И вот теперь, ожидая встречи с директором Канарейкиным, Салов готовит ся к возмездию — отлучению от должности. На этом переломе автор и показывает свое го героя. Впервые за всю жизнь Салов засомневал ся — так ли жил? И задумавшись, «увидел себя одним-одинешеньким на весь белый свет». Друзей не оказалось, с женой никог да духовной близости не было. Он и за дол- жность-то цепляется, может быть, еще и потому, что только благодаря ей существу ет у него какой-то контакт с людьми. Всей логикой своего существования Са лов поставлен перед выбором между людь ми и одиночеством. Но трагедия в том, что, по существу, выбора ему нет. ЖиЗНІу не прощает тем, кто руками других строит собственное благополучие. Это, так сказать, подводная, глубинная часть конфликта. Внешне же все разрешает ся довольно просто и примерно так, как и предполагает Салов, с одной, правда, су щественной оговоркой: Канарейкин не мстит Салову. Он и в самом деле предлагает расстаться тому с должностью начальника участка, но это вовсе не акт мести, а насто ятельное веление производственной не обходимости. И Канарейкин при встрече с Саловым тонко и тактично подводит его к осознанию этой необходимости. Канарейкин живет совсем в другом нравственном измерении, нежели Салов, где превыше всего ценятся человеческая доброта, стойкость, уважение к честному труду и где о достоинствах рабочего чело века судят прежде всего по его способности все силы отдавать делу, умению чувствовать ' локоть товарища. Впрочем, много лет назад, закончив прак тику и уезжая, Канарейкин действительно «клялся отомстить Салову, запомнить его, лобастого, желтоглазого... Но шли годы, добавляя к пытливому уму Канарей кина мудрость, и он уже с усмешкой вспоминал о своей клятве, потому что давно понял: если б не смог по тесному штреку перетащить лес до лавы, значит, и в будущем многое не сумел бы сделать. А злоба Салова была не от его силы — от слабости и страха, мстить же слабому и на пуганному человеку, значит, унижать себя». Так, сам того не желая, стал Салов Кана рейкину «отцом крестным». Принципиальный и острозлободневный спРр с саловыми о смысле и способе суще ствования, о рабочей чести и совести, на чатый еще героями рассказа «Без свидете лей» Кузьмой Солдаткиным и Трофимом Сучковым, в првести «Отец крестный» не исчерпался. С еще большей силой вспыхнул он в романе «Шахта», втягивая в свою орби ту не только сферу производственного (как это по преимуществу было в «Отце крест ном»), но и общественного и личного бытия рабочего человека. В своем главном (на сегодняшний день) 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2