Сибирские огни, 1982, № 10

ная лучшей исполнительницей партий Дж. Верди — Н. Е.), например, начинает ста­ вить свечки уже. за «си», а иногда и за «си-бемоли». В исполнении Зинаиды Диденко мы слы­ шали «ре» третьей октавы, взятое легко и свободно во время молитвы на фоне «шізег- еге» в «Трубадуре». Однажды дирижер Григорий Орлов на оркестровой репетиции оперы Верди «Сици­ лийская вечерня» сделал присутствующим сюрприз. В финале знаменитой «Сицилианы» Зинаида Диденко спела «ми» третьей окта­ вы... Дирижер заставил певицу повторить несколько раз каденции финала, и каждый раз звучало чистое «ми». К сожалению, на спектаклях эту ноту не показывали, оста­ вив обычное «до». ...Новосибирский академический театр оперы и балета взялся ставить очень слож­ ное и редко идущее оперное произведение. В оперном жанре есть много редко испол­ няемых произведений, но все же единствен­ ный оперный опус гениального Людвига ван Бетховена «Фиделио» стоит на особом месте, В опере этого композитора необы­ чайные сложности для оркестра. Достаточ­ но сказать, что знаменитую увертюру «Лео- нора-3» (в новосибирском спектакле она исполняется перед последней картиной) включают в свой репертуар самые извест­ ные симфонические оркестры мира, когда хотят показать высшие исполнительские возможности. Для певцов в опере Бетхове­ на нет простых партий, а уж главная пар­ тия Леоноры не имеет себе равных по труд­ ности. Могучий темперамент немецкого композитора не хотел умещаться в строгие оперные рамки. Бетховен заставляет челове­ ческие голоса соперничать с виртуозностью, выносливостью и мощью музыкальных ин­ струментов, и часто — со звучанием всего оркестра. Решение Новосибирского театра о поста­ новке «Фиделио» вызвало огромный инте­ рес, горячие споры. Ведь в Советском Сою­ зе эта опера не исполняется нигде. Во всем мире можно насчитать два-три театра, риск­ нувших ставить этот шедевр. ... Леонора — героиня оперы — переоде­ вается в мужское платье и под видом юно­ ши проникает в испанскую государственную тюрьму, чтобы спасти заточенного там свое­ го мужа Флорестана. Решением вопроса «Какой быть Леоноре?» занимались, каза­ лось, все. Одни хотели видеть Фиделио «своим парнем», этаким парижским Гавро- шем или Васьком Трубачевым. Другие счи­ тали, что зрителя бесполезно обманывать: «Какой бы ни появилась Диденко на сцене, зрители ее все равно узнают!» ...Первый костюмный прогон «Фиделио» удивил всех. Даже хорошо знающие Диден­ ко коллеги не ожидали, что она будет так удачно смотреться в мужском платье. Не зря певица пропадала все свободное время в пошивочнбм цехе, не зря спорила по пово­ ду каждой мелочи с художником, режиссе­ ром. Стало видно, что так долго и трудно ис­ кала Диденко на репетициях. Когда она внимательно выслушивала мнения всех о будущем Фиделио, когда казалось, что су­ ществует только два решения образа, в душе у актрисы рождался третий, совершен­ но не похожий на них, свой. И самое инте­ ресное, что этот новый Фиделио вполне удовлетворял требованиям и первых, и вто­ рых. Разговорные тексты Диденко говорила медленно, но в голосе — глубокое волнение, и это получалось возвышенно, даже с неким «вахтанговским» романтическим завывани­ ем. И все это играло на образ, которым наделяла певица свою переодетую в юношу героиню. Фиделио получался идеалом ро­ мантического героя, в чем-то близким геро­ ям драм Шиллера с их благородством, жертвенностью, буйством страстей, не раз­ менивавшихся и не снисходивших до волне­ ний по мелочам. Дирижер Б. Грузин, главный режиссер В. Багратуни, художник А. Морозов пода­ рили новосибирцам уникальный спектакль, и думалось, что если он полюбится зрите­ лям, то немалой заслугой в этом буде^ ве­ ликолепное исполнение Зинаидой Диденко заглавной партии. Так и случилось. «Фиделио» с Леонорой- Диденко — событие для любителей оперы, праздник, которого ждут с замиранием сердца. А для Зинаиды Диденко? Еще один этап в работе. Трудный и интересный, как сама жизнь, которая немыслима без дерза­ ний, невозможна без поиска. — Каковы Ваши мечты и планы на бу­ дущее? — Мечты? Хотелось бы спеть Катерину Измайлову в одноименной опере Шостако­ вича. Очень привлекает Рената в «Огненном Ангеле» Прокофьева. Ну, а планы... Они, конечно же, неотдели­ мы от планов театра. Так что, как говорится, подробности — в афишах. ...Опускается занавес. Медленно пустеет театр. Люди расходятся со спектакля, осе­ ненные романтическим пафосом высокой трагедии. Уходят, унося с собой частицу тепла, которое щедро дарят им люди, тво­ рящие величайшее из чудес — Искусство. И гораздо позже зрителей покидают те­ атр актеры. Вечер опускается на шумный город. Загораются огни в окнах домов. Поздний вечер — единственная возможность собраться всей семьей, поговорить, посове­ товаться... Завтра — снова рабочий день, репетиция. И опять Зинаида Захаровна Диденко дума­ ет над предстоящим спектаклем. Потому что талант — это постоянное беспокойство и движение вперед. Это — неостановимо и вечно. Это — жизнь. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2