Сибирские огни, 1982, № 10
ная лучшей исполнительницей партий Дж. Верди — Н. Е.), например, начинает ста вить свечки уже. за «си», а иногда и за «си-бемоли». В исполнении Зинаиды Диденко мы слы шали «ре» третьей октавы, взятое легко и свободно во время молитвы на фоне «шізег- еге» в «Трубадуре». Однажды дирижер Григорий Орлов на оркестровой репетиции оперы Верди «Сици лийская вечерня» сделал присутствующим сюрприз. В финале знаменитой «Сицилианы» Зинаида Диденко спела «ми» третьей окта вы... Дирижер заставил певицу повторить несколько раз каденции финала, и каждый раз звучало чистое «ми». К сожалению, на спектаклях эту ноту не показывали, оста вив обычное «до». ...Новосибирский академический театр оперы и балета взялся ставить очень слож ное и редко идущее оперное произведение. В оперном жанре есть много редко испол няемых произведений, но все же единствен ный оперный опус гениального Людвига ван Бетховена «Фиделио» стоит на особом месте, В опере этого композитора необы чайные сложности для оркестра. Достаточ но сказать, что знаменитую увертюру «Лео- нора-3» (в новосибирском спектакле она исполняется перед последней картиной) включают в свой репертуар самые извест ные симфонические оркестры мира, когда хотят показать высшие исполнительские возможности. Для певцов в опере Бетхове на нет простых партий, а уж главная пар тия Леоноры не имеет себе равных по труд ности. Могучий темперамент немецкого композитора не хотел умещаться в строгие оперные рамки. Бетховен заставляет челове ческие голоса соперничать с виртуозностью, выносливостью и мощью музыкальных ин струментов, и часто — со звучанием всего оркестра. Решение Новосибирского театра о поста новке «Фиделио» вызвало огромный инте рес, горячие споры. Ведь в Советском Сою зе эта опера не исполняется нигде. Во всем мире можно насчитать два-три театра, риск нувших ставить этот шедевр. ... Леонора — героиня оперы — переоде вается в мужское платье и под видом юно ши проникает в испанскую государственную тюрьму, чтобы спасти заточенного там свое го мужа Флорестана. Решением вопроса «Какой быть Леоноре?» занимались, каза лось, все. Одни хотели видеть Фиделио «своим парнем», этаким парижским Гавро- шем или Васьком Трубачевым. Другие счи тали, что зрителя бесполезно обманывать: «Какой бы ни появилась Диденко на сцене, зрители ее все равно узнают!» ...Первый костюмный прогон «Фиделио» удивил всех. Даже хорошо знающие Диден ко коллеги не ожидали, что она будет так удачно смотреться в мужском платье. Не зря певица пропадала все свободное время в пошивочнбм цехе, не зря спорила по пово ду каждой мелочи с художником, режиссе ром. Стало видно, что так долго и трудно ис кала Диденко на репетициях. Когда она внимательно выслушивала мнения всех о будущем Фиделио, когда казалось, что су ществует только два решения образа, в душе у актрисы рождался третий, совершен но не похожий на них, свой. И самое инте ресное, что этот новый Фиделио вполне удовлетворял требованиям и первых, и вто рых. Разговорные тексты Диденко говорила медленно, но в голосе — глубокое волнение, и это получалось возвышенно, даже с неким «вахтанговским» романтическим завывани ем. И все это играло на образ, которым наделяла певица свою переодетую в юношу героиню. Фиделио получался идеалом ро мантического героя, в чем-то близким геро ям драм Шиллера с их благородством, жертвенностью, буйством страстей, не раз менивавшихся и не снисходивших до волне ний по мелочам. Дирижер Б. Грузин, главный режиссер В. Багратуни, художник А. Морозов пода рили новосибирцам уникальный спектакль, и думалось, что если он полюбится зрите лям, то немалой заслугой в этом буде^ ве ликолепное исполнение Зинаидой Диденко заглавной партии. Так и случилось. «Фиделио» с Леонорой- Диденко — событие для любителей оперы, праздник, которого ждут с замиранием сердца. А для Зинаиды Диденко? Еще один этап в работе. Трудный и интересный, как сама жизнь, которая немыслима без дерза ний, невозможна без поиска. — Каковы Ваши мечты и планы на бу дущее? — Мечты? Хотелось бы спеть Катерину Измайлову в одноименной опере Шостако вича. Очень привлекает Рената в «Огненном Ангеле» Прокофьева. Ну, а планы... Они, конечно же, неотдели мы от планов театра. Так что, как говорится, подробности — в афишах. ...Опускается занавес. Медленно пустеет театр. Люди расходятся со спектакля, осе ненные романтическим пафосом высокой трагедии. Уходят, унося с собой частицу тепла, которое щедро дарят им люди, тво рящие величайшее из чудес — Искусство. И гораздо позже зрителей покидают те атр актеры. Вечер опускается на шумный город. Загораются огни в окнах домов. Поздний вечер — единственная возможность собраться всей семьей, поговорить, посове товаться... Завтра — снова рабочий день, репетиция. И опять Зинаида Захаровна Диденко дума ет над предстоящим спектаклем. Потому что талант — это постоянное беспокойство и движение вперед. Это — неостановимо и вечно. Это — жизнь. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2