Сибирские огни, 1982, № 10
долетало до самых последних р^дов, огром ного зала. Держалась актриса на сцене со скромным достоинством. На фоне эффектных и страст ных выходов Отелло, злобных метаний Яго Дездемона казалась существом иного ми ра... Даже неожиданно было очутиться к финалу во власти переживаний именно Дездемоны, забыв всех остальных. Все чувства восстали против трагической не справедливости, против гибели ни в чем не повинного существа. На спектаклях, составляющих золотой фонд оперной классики, окунаешься в мир давно прошедшего времени. В этом есть своя ни с чем не сравнимая прелесть при частности к событиям минувших дней. И в то же время, раз нас волнуют чувства и пе реживания оперных героев, это искусство можно назвать современным. Сегодня опера выступает еще в одном качестве. Не будь ее, человеческий голос пора было бы заносить в «Красную книгу» исчезающих явлений. Опера спасает нам красоту голоса, этого совершеннейшего му зыкального инструмента, не искаженного скрипом динамиков, ибс; старается обходить ся без усилителей и микрофонов. Трудно представить себе Новосибирск без его оперного театра, который дарит нам чудные мгновенья встречи с миром прекрас ного. Каких усилий стоит в суровых услови ях Сибири не только сохранить голоса, но и создать образцы высокой музыкальной куль туры? В 1981 году Новосибирский театр возобновил спектакль «Отелло». Снова зри тель увидел эту прекрасную трагедию на нашей сцене. Прошло тринадцать лет, и вновь я услышала Диденко в партии Дез демоны. Образ, созданный ею на сцене, потряс меня, будто впервые, своей точностью пони мания характера героини, изяществом и трепетностью, глубокой выразительностью, именно такой трактовки требовало, по моим понятиям, произведение великого драма турга. Сегодня в репертуаре Зинаиды Диденко около тридцати ведущих партий в операх западной и русской классики, произведени ях советских композиторов. Из них пять — партии в операх Верди. Это Аида, Дездемо на («Отелло»), Елизавета («Дон Карлос»), принцесса Елена («Сицилийская вечерня»), Леонора («Трубадур»), Многие почитатели таланта новосибирской певицы считают, что она создана для исполнения вердиев- ских партий. Это мнение уже само по себе — высокая оценка достоинств вокалистки. Ведь исполнение вердиевской музыки тре бует от певицы владения всей музыкальной гаммой, способности выражать голосом лю бые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. В чарующих вердиевских ариях, где точ ки кульминации и основная красота мелоди ки чаще всего находят завершение в край не верхнем регистре, Зинаида Диденко чувствует себя в «родной стихии». Непов торимость также создает «слеза», появляю щаяся в голосе в столь любимых компози тором трагических *шзодах. Вспомним Дездемону, молитву а «Аиде» и великолеп но проводимый последний акт в «Трубаду ре».» Началом нового этапа в творчестве Зи наиды Диденко можно, пожалуй, считать партию Манон в опере Джакомо Пуччини «Манон Леско», премьера которой состоя лась в декабре 1970 года. Именно здесь особенно ярко проявился драматический талант актрисы. Образ Манон казался в каждой картине исчерпанным до конца. Но наступал следующий акт, и перед нами раскрывались новые грани образа. В партии Манон пришло идеальное равновесие акт рисы и певицы. От светлого чистого звуча ния первого акта к сверкающей бриллиан товыми блестками колоратур арии второго акта. И вот уже во втором акте при жало бе брату у Диденко прорывались волную щие бархатные звуки грудного регистра, открывающие глубины страстей, предвосхи щающие те бури, ту многокрасочную сти хию чувств, которой предстояло разразиться в третьем и четвертом актах. В столь удачном исполнении большую роль сыграл музыкальный руководитель спектакля, народный артист СССР Исндор Аркадьевич Зак. Работа с ним в классе и в репетиционных залах — та скрытая от зри теля подводная часть айсберга, на которую опирается успех спектакля и возможность творить на сцене. Дирижер так руководил оркестром, что плотная оркестровка Пуччи ни не заслоняла голосов певцов, и в то же время нигде не терялась сочность, вырази тельность звучания оркестра. В 1973 году Всесоюзная фирма «Мело дия» записала на грампластинку •IV акт оперы «Манон Леско» Пуччини в исполне нии солистов театра Зинаиды Диденко, Ва лерия Егудина и симфонического оркестра Новосибирской филармонии под управлени ем Арнольда Каца. Манон в опере Джакомо Пуччини — это такая партия, о которой мечтают, о кото рой скорбят, когда она исчезает из репер туара. В данном случае, к большому сожа лению слушателей, спектакль непонятно почему исчез из репертуара нашего театра. Пластинка, зафиксировавшая голос певи цы много лет назад, позволяет сравнить его со звучащим сегодня со сцены голосом Зинаиды Диденко. И сразу видно, что во кальное мастерство певицы йе стояло на мебте. Нет, Диденко не изменила манеры пения. По-прежнему она поет звуком, обра зованным в «высокой позиции», что позво ляет достичь легкости звучания, подвижно сти, особенно при пении «шегго Гогіе» и «техго ѵосе» в пассажах. Но теперь голос ее заметно обогатился, приобрел новые от тенки в среднем и нижнем регистре. И не вольно возникает мысль — где'граница воз можностям этой певицы, есть ли предел ее работоспособности? В книге, вышедшей в 1978 году в изда тельстве «Прогресс» и посвященной творче ству «певицы века» Марии Каллас, говорит ся об исключительности диапазона ее голоса, простиравшегося до «ми-бе-моль» третьей октавы. Для сравнения музыковед Рудольфо Челетти пишет: «Драматическое сопрано, взяв «до» (а это большее, на что способно драматическое сопрано), бежит ставить свечку своему святому, а Тебальди (знаменитая итальянская і'евица, признан 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2