Сибирские огни, 1982, № 10
безусловно, хороша в операх западной .клас сики, но и после «Русалки» слышишь уве рения, что лучшей Наташи быть не может. После «Князя Игоря» слушатели уходят, покоренные Ярославной, а при упоминании «Пиковой дамы» раздается хор голосов, ут верждающих, что Лиза и есть лучшая пар тия. Есть произведения искусства, в которых богатство мысли так необъятно, что каж дая эпоха открывает в них новые глубины, каждое поколение заново свершает для се бя их открытие. К таким шедеврам отно сится 'и опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несколько раз Новосибирский академиче ский театр обращался к «Пиковой даме». Одна за другой последовали две редакции: в 1964 и 1969 годах. Оба раза ставил спек такль режиссер Эмиль Пасынков. Поста новщики, дирижер Исидор Зак, режиссер Эмиль Пасынков, художник Федор Нирод, показали образец завидного творческого единодушия. Во время гастролей в Москве «Пиковая дама», вызвав огромный интерес специалистов, была признана одной из луч ших интерпретаций гениального произведе ния П. И. Чайковского в советском театре. Центральное телевидение записало «Пико вую даму» и несколько раз транслировало новосибирский спектакль по программе «Ор бита». Телезрители многих областей страны смогли оценить работу новосибирских ак теров. К сожалению, трансляция обошла Новосибирскую область. Партия Лизы была одной из первых ра бот Зинаиды Диденко. Она готовила ее под руководством великолепных музыкантов, Михаила Александровича Бухбиндера (ре дакция 1964 года) и Исидора Аркадьевича Зака (редакция 1969 года). Диденко играет трагедию. Ее Лиза по любила, как может полюбить только рус ская женщина, не напоказ, самозабвенно, жертвенно. Душевная борьба с собой начи нает чувствоваться уже в квинтете первого акта: «Как страшно! Снова он передо мной!» Удивительно волнует ария второй карти ны «Откуда эти слезы». Тихо, как бы вполго лоса жалуясь себе, поет Диденко. Ровным смычковым звуком ведет вокальный рису нок. На нас веет протяжностью русской народной песни, так хорошо умеющей по ведать о безысходности, о тоске, о тяжкой доле легко ранимой женской души. Зрителей Диденко делает взволнованными соучастни ками своей судьбы. Внешней броскости игры, красивости поз И жестов актриса предпочла сдержанность сценического поведения и полное отсутст вие всякой нарочитости. Она жила в музы ке, умела ее слушать, и музыка подсказы вала ей правдивые интонации, искренние чувства. Такая простота, естественность — самое трудное, это мечта всех актеров. В начале пути Зинаиде Диденко очень по везло, что рядом оказался опытный дири жер, чуткий музыкант Михаил Александро вич Бухбиндер. Этот дирижер делился с молодежью свои ми неисчерпаемыми знаниями, был сам по молодому увлекающимся художником, тво рящим каждый раз по-новому. М. Бухбин дер знал приливы и отливы в творчестве. Не всегда все было ровным. Зато спектакль, озаренный вдохновением, превращался в 148 незабываемый праздник проникновения в музыку, во встречу с чудом рождения на стоящего искусства. Стоя за пультом, ди рижер умел по первым же звукам точно определить, в’ какой форме находится пе вец, и в соответствии с этим вел спектакль. Поэтому не было на его ойерах напряжен ных соревнований вокала с оркестром. Пев цы любили петь с Бухбиндером. С первых шагов сценические трактовки образов у Зинаиды Диденко были неорди нарны. Актриса стремилась быть естествен ной и правдивой на сцене, отказываясь от привычных оперных штампов. Право на свое видение, свою трактовку надо было дока зать, убедить исполнением. Естественно, что не все сразу получалось, да еще при тех невероятно коротких сроках, что отпуска лись в первые годы работы на каждую пар тию. Трудно было требовать большего даже при нечеловеческой работоспособности акт рисы. И все-таки... одним из первых спек таклей Диденко стал «Отелло» в постанов ке Эмиля Пасынкова. Это был удивительный спектакль, где сочетались изящнейшая музыкальная палит ра оркестра, необычность постановки с ве ликолепной игрой актеров-певцов. Сцениче ская площадка представляла собой' спираль, огромную улитку. Вместо занавеса — бата рея прожекторов, спрятанная под централь ной площадкой «улитки». Декорации по ходу спектакля почти не менялись. Вокруг сценической площадки все время присутст вовал молчаливый хор, многорядный амфи театр зрителей, нарисованный художником на заднике сцены. Постановочная группа не стремилась выпятить свою работу, ее задачей было как можно выгоднее представить актеров. Ре жиссеры смогли сплотить всех участвующих в единый творческий коллектив, одержимый поиском, помочь им раскрыть свое дарова ние с лучшей стороны (режиссер-постанов щик Э. Пасынков, дирижер — М. Бухбин дер, художник — А. Морозов). У Резо Горгидзе Отелло был доверчивым и искрен ним, с открытым симпатичным лицом, с пылким южным темпераментом. Мечтатель ной взволнованностью юной благородной души веяло от Кассио в исполнении тогдаш него выпускника Новосибирской консерва тории Валерия Егудина. Николай •Дмитри енко, исполняя партию Яго, держал зал в постоянном напряжении,, в состоянии стра стной ненависти к лицемерному злодею... В этом великолепном ансамбле оказалась и Зинаида Диденко. В четвертом акте, где у Дездемоны сложнейшие вокальные эпи зоды, эта только что закончившая консер ваторию певица продолжала петь без за метного напряжения. А ведь не склонный преувеличивать исполнительские сложности Джузеппе Верди писал, что здесь «партия Дездемоны является главной и наиболее трудной. В песне «Об Иве» трудности гран диозные как для композитора, так и для ар тистки-исполнительницы. Нужно было бы, чтобы последняя подобно святой троице обладала тремя голосами: одним для Дез демоны, другим для служанки Барбары' и третьим для слов: «Ива, Ива, Ива». (Из бранные письма. М., 1959, с. 446). Диденко нигде не форсировала. Спокойное гпехго ѵо- се в. трудных акустических условиях Ново сибирского театра не терялось, а свободно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2