Сибирские огни, 1982, № 10
вот так же трудно. И не хватало времени. 'И уставала.. И было так интересно жить! ...На третьем курсе консерватории приш лось взять академический отпуск. Зина жда ла появления своего первенца. Муж тоже учился в консерватории, кур сом старше. Пропускать год не хотелось, но подумав, решили — Зиночка поедет в Сла вянок и там дождется родов, а после воз вратится к учебе. — Время то было трудное, но опять-таки насыщенное событиями,— вспоминает Ди денко,-— Еще до того, как встал вопрос об академическом отпуске, устроилась на ра боту — преподавала пение в художествен ной самодеятельности. Клуб был далеко. Возвращалась поздно вечером... Когда по няла, что у меня будет ребенок, долго сом невалась, что делать — уходить в академи ческий и еще на год затянуть учебу или продолжать. Но выдержит ли организм та кую нагрузку? Не пострадает ли голос? И я уехала в Славянск. Но там тоже време ни зря не теряла. Мы с сестрой такую само деятельность устроили... Я уже, конечно, выступала как специалист — все-таки кон серватория. Помню, праздник улицы готови ли. Очень красивое зрелище было. А потом Марк родился. Шесть месяцев я еще прожила в Славянске, а затем верну лась к учебе. И снова началось: пение, кон церты, работа, подготовка к выпуску. На последнем курсе я была принята на стажи ровку в Горьковский театр. И мне дали партию Аиды. Что такое музыка Верди, объяснять не приходится. Это было большим и серьезным экзаменом. Да и фактически эта роль стала моим выпускным экзаменом. Еще до выпуска я прослушивалась и полу чила вызов из Новосибирска. Поехала, не раздумывая. Отправились вдвоем с Марком. Так вышло. Признанной вершиной для голосов лири ко-драматического и драматического сопра но вполне оправданно считают партию Аи ды. Для любой певицы и актрисы этот спектакль — серьезное испытание. Зинаида Диденко пела Аиду на выпускном экзаме не, в консерватории. Итальянский певец Джакомо Лаури- Вольпи в своей книге «Вокальные парал лели» очень образно пишет:. «Верди в своих требованиях непреклонен. Он требует от голоса предела его возможностей. Большие голоса, не умеющие отдохнуть на притушен ных нотах, на пении воздушном, «останов ленном», либо изнашиваются за короткий срок, либо бывают вынуждены сменить ре- - пертуар и исполнительский стиль. Подумай те хотя бы о том, какую физическую на грузку для певицы представляет собой третий акт «Аиды»! Не найдется такой певи цы, чей вокальный аппарат и все тело в конце этого акта не были бы исхлестаны усталостью. В течение почти целого часа диафрагма сотрясает органы нижнего отде ла живота, молотя по ним, словно язык по стенкам колокола Без артистизма, без совершенного умения ни один голос не сможет в течение долгого времени выдерживать подобные нагрузки!» Зинаида Диденко четырнадцать сезонов поет «Аиду» в Новосибирском театре, и все эти годы мы избавлены от обычных для это го спектакля страхов: «Выдержит ли? Возь мет ли ноту?» Напротив, всегда казалось, что Диденко отдыхает, получив возмож ность исполнить «до» третьей октавы. В сце не на площади, когда победный гром марша достигает апогея, когда на полную мощь звучит медь сценического и основного ор кестров, поют все солисты и хор, неожидан но взлетает наверх и будто перекрывает предшествующую мощь звучания свободное «до» Аиды-Диденко. В арии у Нила певица начинает свое «до» с едва слышного «ріапіззіто». Тихим сереб ристым ручейком где-то под куполом зала звучит нота, заставляя замереть оркестр и слушателей а когда любое, по самым опти мистическим подсчетам, дыхание должно было бы иссякнуть, звук вдруг вырастает, набирает мощь, заполняя зал звенящим «іогііззіто». Редко кто из исполнительниц партии Аиды не прерывает здесь музыкаль ную фразу, чтобы взять дыхание. Зинаида Диденко, выполняя требования, зафикси рованные в нотах, поет весь предшествую щий ход к ноте и сам у,ноту «до» на одном дыхании, да еще проявляя чудеса филиров ки. Ни в записях, ни на спектаклях не при ходилось слышать, чтобы в этом месте ка кая-либо певица переходила с «си бемоль» к «до» на ріапо, увеличивала звучность до Гогіе, продолжала на том же дыхании ход вниз, до слов «мне не видать уж никогда». Оставляло незабываемое впечатление и следующее после место в арии, где всего лишь (!) «ля», но мелодия делает скачок почти в две октавы. Здесь Зинаида Диден ко, взяв ноту на шеххо Гогіе, уводит его на ріапо до исчезновения. Звук будто раство ряется в воздухе. Обаяние, неповторимость Аиды-Диденко в предельной сдержанности, которой она на деляет свою героиню. Казалось бы, петь трагическую партию сдержанно — пара докс. Но сдержанность Диденко — не от холодности и бедности выразительных средств, а от максимальной их концентра ции. Это — свидетельство натуры сильной, глубокой, человека, который не будет упи ваться собственными страданиями, выстав лять их напоказ, а спрячет, подавит, чтобы облегчить муки близких людей. «Сотворив» Аиду, Диденко нашла свое лицо. Обрела неповторимый актерский по черк гармоничного вокала и драматического содержания, доказав, что драма может быть убедительной и без расхожих «драматиче ских» атрибутов. При такой трактовке образа становилась понятной та стоическая простота, с которой Аида уходит из жизни. В ее жертве — ни малейшего намека на пафос, на самовозвы- шение. Только любовь и какое-то светлое успокоение в движениях, взгляде, голосе, выражающих не смирение со смертью, а утверждение жизни и любви. Необыкновенно лирична заключительная сцена «Аиды». Голос певицы звучит утешаю ще и ласково. Оставлены добровольно меч ты о свободе, забыто желание еще раз уви деть родину, своих близких. Жертва огром на, и во время умиротворенного пения о «счастье идти вместе в новый мир» в голосе Аиды слышатся слезы. Это создает неповто римую правдивость атмосферы и полное ощущение зрителем внутренних пережива ний героев. ...Так какая же партия народной артистки РСФСР Зинаиды Диденко лучшая? Певица, 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2