Сибирские огни, 1982, № 10

И еще он считает, что для студентов по­ лезно, когда они — все вместе в классе — слушают друг друга и замечания педагога. На уроках он часто обращался в зал, что­ бы спросить кого-нибудь из сидящих, что он думает по поводу того или иного звука. Пе­ вец не должен механически произносить звуки, он должен понимать: что? почему? какие процессы происходят в его организме во время пения? Объясняя, Евгений Гри­ горьевич никогда не употреблял ультрана- учных терминов, а говорил простым, даже — я не боюсь этого слова — примитивным языком, образами, заставляя студента мыс­ лить и понимать: «Почувствуй. Ноточка должна засветиться. Ты должен лучом петь. В разных состояниях ты, быть может, спо­ ешь лучше или хуже, но всегда — точно, сфокусированное — Крестинскнй, говоря об общих прин­ ципах пения, никогда не забывал об особен­ ностях каждого: строении губ, гортани и т. д. Он старался, чтобы каждый увидел ошибку. Или, если красивая нота, то — как певец, этого добился. Ведь часто в разгово­ рах с друзьми вокалисты находят то, что сами долго и мучительно ищут. Например, кто-то раньше овладел, скажем, верхним регистром и показывает другому с голоса, а тот, стараясь скопировать, находит свое, добивается хороших результатов. Я тоже своих студентов стараюсь учить так. И когда порой говорят, что это неверно, что студенты устают, слушая друг друга, «хватают» недостатки, я с этим не соглаша­ юсь. Полупустой класс Новосибирской консер­ ватории. У рояля коренастый парень — сту­ дент второго курса. Еще один юноша и две девушки устроились на стульях у стены. Внимательно слушают. Зинаида Захаровна говорит спокойно, да­ же ласково, но требовательно, уверенно. — Ну, начали, Сережа. Спокойно. Не ба­ си. По-баритональному пой. Концентриро­ ванно, собранно, а то нота пошла в сторо­ ну... А ну-ка, переведи эту ноту вперед, что­ бы она светилась. Все пение вперед. Ничего себе не пой. На то ты и певец, чтобы дру­ гим дарить радость... Продолжай. Только без напряжения. Трудятся только спина и лицо... Стой. Я слышала толчок. Давай, так спрессуй дыхание и так подними нёбо, чтобы толчка не было. Хорошо. Молодец! Теперь держи звук, не поднимай... Держи... Тяже­ ло? Ну, конечно же. Это труд. А ты посмот­ ри на наших солистов. Разве они не трудят­ ся? Но понимаешь, Сережа, школа в том и состоит, чтобы труд наш никому не был виден. Как бы тебе ни приходилось рабо­ тать, зритель не должен видеть, что тебе тяжело. Он не должен за тебя бояться: возьмет — не возьмет?.. Для того, чтобы ноту взять точно, внутренним слухом ты должен почувствовать, где ее точка внутри тебя, найти ее место. И тогда ты можешь быть уверен, что всегда возьмешь верно, хуже или лучше, но всегда — верно... Юношу у рояля сменяет черноволосая девушка. Ладная фигурка. Держится уве­ ренно, спокойно. Как-никак четверокурсни­ ца. Ирина уже пела в спектаклях Новоси­ бирского оперного театра, стажировалась. ■— Ну, давай, Ириша, начали, 146 — Аааа-ооо-аааа-оооо — Оля, что она сделала неверно? —- Она мало подняла, — Нет, просто «си» мне нужно петь не так. Вперед и лучом. — Да, да, Ира, конечно. Но Ольга верно ответила. Она на слух так воспринимает — мало подняла... Хорошо. Теперь то же са­ мое, только попробуй открыть рот. Ну как, Ольга, слышишь? Не вышло? Это потому, что у вас совсем разное строение губ, поэ­ тому не «сдирайте» друг у друга. Не пере­ нимайте формально ни у меня, ни у кого. Ищите свое! Начали. Ну так! Ничего. Нор­ мально. Продолжай. — 0-ааа-о-ааа.„ — Ми бемоль. — Надо же! А я думала, что до до диез не доберусь. — Молодец! Оля, смотри. Вот манеру брать верх можешь перенять у Ирины, ви­ дишь, как твердо она это делает... Давай, Ириша! Три, четыре часа занятий со студентами, а иногда и больше. Три раза в неделю. Да еще экзамены, зачеты. — Не мешает это работе, Зинаида Заха­ ровна? — Трудно ответить. Мешает, потому что сильно устаю, но и помогает, потому что, обучая, сам учишься. И понимаешь, что не можешь петь плохо, так как на спектакле могут быть твои студенты, а тут ведь, как перед любимым человеком, всегда хочется быть в лучшем виде. Обучение, воспита­ ние — это, прежде всего, личный пример. Но если смотреть с точки зрения чистой физиологии, то трудно — нужно обладать крепким голосовым аппаратом, чтобы вы­ держивать нагрузку, хотя я и стараюсь не вести занятия в тот день, когда у меня спектакль... Но это уже, пожалуй, тема для исследования: иногда приходишь к студен­ там уставшая, а потом вдруг откуда-то си­ лы появляются. И действительно, это уже, видимо, тема для исследования, где берет народная ар­ тистка РСФСР 3. 3. Диденко силы и время, чтобы все успеть. Понедельник — выходной день, но вече­ ром — заседание депутатской группы, уже два года Зинаида Захаровна — народный депутат. Во вторник — спектакль. В сре­ ду — занятия в консерватории. В чет­ верг — партийное собрание: вопрос серь­ езный, о работе с молодыми актерами. Нужно основательно подготовиться к вы­ ступлению. В пятницу... А дома семья. У старшего сына экзамены в институте. А пятилетняя Анна уже давно канючит, что мама с ней не гуляет. Уже большая стала. Давно и регулярно ходит на все ма­ мины спектакли. Внимательно слушает, крепко ухватив за руку папу. Строго шика­ ет на соседей: «Не разговаривайте. Мама поет». Надо бы обязательно сходить с ней погу­ лять. Вот только — когда? В субботу репе­ тиция спектакля «Флория Тоска». Вводят новую солистку. Надо забежать, помочь. И еще — занятия в консерватории. А в воскресенье — премьера балета «Гаянэ», нужно обязательно быть. Премьера — со­ бытие для театра... Скоро гастроли, к ним тоже нужно готовиться. И вспоминаются давние дни учебы. Было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2