Сибирские огни, 1982, № 10
давшего от нее Шатуновского. Когда на сцене появилась Луиза, зал за мер. В величавой, гордой героине Шиллера узнать робкую студентку Диденко, было не возможно. Откуда этот уверенный жест, высокий па фос декламации? Откуда такое умение дер жаться? — Ты так верно чувствуешь текст высо ких трагедий, будто бабка твоя была гер цогиней,— поШутул Шатуновский, ошелом ленный успехом своей студентки. На репе тиции она была гораздо скованней и читала менее выразительно. Вспоминая этот эпизод, Зинаида Захаров на не может сдержать улыбки: — Герцогиня! Бабка-то у меня была дво ровой девкой. Но вот нела она... Говорят, люди работу бросали, чтобы ее послушать, такой был голос,— и задумывается.— Я вот что хочу сказать. Голос — это ведь от при роды данное, то, чем тебя папа с мамой на градили. И сколько было хороших голосов и в школе, да и в училище, а вот так ниче го из многих не вышло. А почему? Без ра боты, ежедневной, кропотливой, актера не будет, певца не будет, как бы он ни был одарен. И нужно обязательно думать. Над каждым характером, над каждой мизан сценой. С чего начинается освоение роли? Конеч но, прежде всего, с изучения клавира. Му зыка подскажет верную трактовку, даст ключ к образу. Безусловно. Но ведь не ме нее важно постичь характер героини, верно выявить эмоциональную мотивировку каж дой фразы, жеста. А это невозможно без глубокого знания сюжета, эпохи, даже би ографий композитора и сценариста. Актер обязательно должен читать, изучать лю дей, наблюдать время. — Кажется, уж на что знаком Шекспир, а перед возобновлением спектакля «Отелло» в 1981 году я несколько раз вновь перечи тала, пережила трагедию. Очень волнова лась: как-то получится образ спустя три надцать лет? Конечно, спеть его вновь было интересно, за вокал я была почти спокойна, но сам образ требовал нового осмысления, нового поиска. Это очень важно. Бывает смотришь на иную актрису и не понимаешь, почему она наделяет героиню чертами, не свойственными ни времени, ни тексту произ ведения. Я думаю, это происходит от неуме ния правильно прочесть сценарий, пережить его. Может быть, оттого, что актриса мало читает, мало знает об истории исполняемого произведения. Конечно, театр занимает у актера все время, ведь нужно совершенст воваться в профессии, и трудно заставить себя после нескольких часов репетиции сесть за книгу или пойти, к примеру, на новую выставку художника. А женщине это во сто крат труднее — ведь еще и дом, и дети. Но ведь и без этого невозможно. Без этого нет актера. Образы, тобой создан ные, будут фальшивы. Зритель это сразу же увидит и не поверит тебе. Иной раз, быва ет, устанешь до смерти: домашние дела за мучат, нагрузки общественные и прочее. А вечером спектакль. Идешь в театр, ка жется, сил нет совсем. Но вошел в грим уборную, сел у зеркала и, пока гримиру ешься, одеваешься, входишь в образ, будто перерождаешься. Откуда только что берет ся. Наверное, не надо объяснять, что петь целиком спектакль для актера — огромная физическая нагрузка. И ее нужно выдер жать. Никто не должен знать, каково тебе. Для зрителя на сцене ты не существуешь, есть только тот образ, который ты тво ришь. Вот это-то и есть школа, мастерство. ...После «Разбойников» о Зиночке Диден ко заговорили. В коридорах училища она натыкалась на оценивающие взгляды. Слы шала восхищеный шепот за спиной. Это уже был успех. Маленький, местный, но все-та ки... Было от чего загордиться. Вокруг столько талантливых, красивых, уверенных. Вон в параллельном классе — Лена Образ цова. Говорят, что после второго курса ее возьмут в консерваторию. И другие есть... Но Зине думать об этом некогда. Время идет, а еще столько не прочитано, не уви дено. — Умное тщеславие актеру необходи мо,— учит Шатуновский.— Но именно ум ное. Запомни это. Не глупое: «Ах, я лучше всех», а другое: «Я должна стать лучше всех». Не бывает природа настолько щедра, чтобы дать человеку все. Умей скрывать не достатки. Обороти их достоинствами. Не позволяй себе быть неумной. Педагоги единодушно отмечают: студент ка Зинаида Диденко прилежна, в журнале против ее фамилии стоят неизменные пя терки. Вот только робость преодолеть до конца так пока и не удается. Ольге Семе новне приходится прибегать к хитрости. По ставив Зину спиной к двери, она дает ей распеться, и, увлеченная упражнениями, Зина не замечает, что дверь полуоткрыта, Ольга Семеновна работает, заставляя Зи ну показать все свои возможности еще и еще раз: «Свободнее, увереннее»,— а у две ри слушают заинтересованные педагоги. ...Закончено с отличием музыкальное учи лище. Красный диплом дает право посту пать в консерваторию без экзаменов. Но Диденко не в форме: перед самым выпу ском началась жесточайшая ангина. Нельзя петь еще минимум три недели после того, как горло войдет в норму. Но Зина отправ ляется в Киев. Прощание с Ростовом, став шим близким и родным. Расставание с педа гогами. Напутствия, пожелания. Концертмейстер Наталья Федоровна Ба- баджан, успевшая за четыре года полюбить одаренную студентку, сказала, прощаясь: «Зина, ты едешь в Киев, надеюсь, все будет хорошо. И все-таки. В жизни всякое случа ется... Запомни. В Горьковркой консервато рии есть очень хороший педагог. Крестин- ский. ■Запомни, Евгений Григорьевич Кре- стинский». И Зина запомнила, хотя тогда совсем не предполагала, какую роль'сыгра ет этот человек в ее судьбе. Ведь она ехала в Киев. , На киевский вокзал поезд приходил позд но вечером. Но теперь Зина уже не была несмышленой провинциалкой. Она знала адрес консерватории и вскоре стояла перед светлым красивым .зданием, расположенным на центральной улице Киева — Крещатике. Приемная комиссия давно не работала. В пустых гулких коридорах - консерватории Зина, наконец отыскала вахтера. — А нет никого, деточка,, домой все уш ли, поздно уже,— кивала головой женщина 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2